Взаимодействие Вознесенского Печерского монастыря с Императорским Православным Палестинским Обществом

Члены ИППО посетили Московское Калитниковское кладбище

pict

DSC06273

   

DSC06282

   

DSC06294

  

DSC06302

 

DSC06314

   

DSC06319

   

DSC06323

   

DSC06325

 

DSC06327

 

DSC06337

  

DSC06340

 

27 января 2020 года действительные члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) в рамках совместной программы «Возвращение памяти. История ИППО в регионах» посетили Московское Калитниковское кладбище, где в разное время были погребены члены Императорского Православного Палестинского Общества.

Заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза краеведов и Союза писателей России Александр Николаевич Панин и заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, член Союза писателей России, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) уже не в первый раз посещают этот старинный некрополь.

Целью программы «Возвращение памяти», в рамках которой члены ИППО и посетили Калитниковское кладбище, является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.

На сегодняшний день в базе фонда находится более 300 погребений членов Императорского Православного Палестинского Общества.

Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин уже неоднократно в своих выступлениях высоко оценивал важность этой программы и благодарил ее инициаторов Александра Панина, Семена Ваксмана и архимандрита Тихона (Затёкина).

Калитниковское кладбище было основано в 1771 году за пределами города. Так как в 1771 году после эпидемии чумы все захоронения в городской черте были запрещены, то за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское). Сегодня площадь кладбища более 19 гектаров.

Вначале кладбищенская церковь была деревянной. Существующая же каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была возведена по проекту архитектора Николая Ильича Козловского в 1834-1838 годах и перестроена в 1881 году архитектором Виктором Ивановичем Веригиным. В 1890-е годы отделка интерьера церкви (ризница, иконостас) осуществлена архитектором Иваном Тимофеевичем Барютиным, много и плодотворно потрудившимся в разные годы на территории Свято-Успенской Саровской пустыни, а также над строительством ее подворья в Москве. Ограда кладбища сооружена по проекту архитектора Николая Петровича Маркова.

Название, по наиболее распространенной версии, происходит от местности Калитники, которую по преданию Великий князь Московский Иоанн Калита пожаловал Крутицкому подворью. Впервые это название встречается на плане 1688 года: здесь показана речка Калитенка, она же — Калитниковский ручей.

Как и большинство кладбищенских храмов, Скорбященская церковь в советское время не закрывалась. Впрочем, большинство кладбищенских храмов были обновленческими и не закрывались еще и потому, что государство к обновленцам относилось более терпимо, чем к другим конфессиям. А Скорбященская церковь вообще была одним из главных храмов обновленцев, — здесь часто совершал богослужения «митрополит» Александр Введенский. Он и похоронен у алтаря храма. Под боковыми плитами покоятся два сына митрополита — протоиерей Владимир Александрович Введенский (1921–1984) и протодиакон Александр Александрович Введенский (1913–1988). Тут же в оградке похоронены его мать Зинаида Саввична и жена Ольга Федоровна (1891–1963). Оба сына Введенского, после того как обновленчество прекратило существование, были приняты в Русскую Православную Церковь и до самой смерти своей служили в храме на Калитниковском кладбище.

Вокруг церкви находится еще много могил священнослужителей. Но особым почитанием на Калитниковском кладбище с недавних пор стала пользоваться могила одной монахини под огромным гранитным четырехконечным — латинского типа — крестом у южной стены храма. Сюда стали приходить паломники со всей Москвы. Вообще крест этот стоит на кладбище с 1880 года. Эта дата выбита с одной стороны памятника. Но с другой стороны недавно сделана новая надпись: «Блаженная старица схимонахиня матушка Ольга. 1871–1973». И это не ошибка. Она действительно почила на 103-м году! А почему матушка Ольга оказалась под чужим крестом на кладбище? — понятное дело, некому было ей, одинокой страннице, ставить монументов. Вот и похоронили ее под чужим памятником — в бесхозной могилке.

На одной из аллей центральной части кладбища стоит огромный монумент в виде часовни. На нем надпись: «Архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев. 1782–1868». Это крупнейший представитель архитектуры московского ампира, ученик и последователь И.Д. Жилярди, Ф.И. Кампорези, О.И. Бове. У него нет таких крупных построек, как у его учителей. Но Григорьев — это непревзойденный мастер малых архитектурных объемов: особняков, городских усадеб — как раз тех уютных зданий, которые и создали неповторимый колорит старой, низкорослой Москвы. Кроме прочего, по его проекту на Пречистенке построен дом Лопухиной (№ 11), теперь там музей Л.Н. Толстого, и усадьба Хрущевых (№ 12/2), в которой позже разместился музей А.С. Пушкина. Он автор проектов нескольких церквей в Москве — Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище (1824), Пресвятой Троицы в Вишняках (1826), Пресвятой Троицы на Пятницком кладбище (1836).

Похоронен здесь и еще один известный московский архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787–1836), построивший Провиантские склады на Крымской площади (1831), церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (1832), трапезную и колокольню церкви Николая Чудотворца в Толмачах (1834) и собор Христа Спасителя в Николаевской Берлюковской пустыни, специально для чудесно явленного чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою» (1836).

Александр Панин и архимандрит Тихон вознесли свои молитвы у алтаря Скорбященского храма и трижды пропели «Вечная память».

Ведь именно здесь, у самого алтаря храма, 28 сентября 1916 года был погребен выдающийся представитель Московского отдела ИППО митрофорный протоиерей Николай Александрович Копьев.

Его биография была совсем недавно подробно описана А.Н. Паниным в статье «Памяти архимандрита Досифея (Цветкова) на страницах журнала «Нижегородская Старина» в № 61-62 за 2019 год.  

Протоиерей Николай Копьев в течение долгих лет был настоятелем московского храма Спаса Преображения в Наливках и благочинным Замоскворецкого сорока. Он был также известен всей просвещенной Москве своими литературными талантами.

Долгие годы он состоял редактором «Московских Церковных ведомостей», «Чтений Общества любителей духовного просвещения». Кроме того, им написано множество статей по вопросам единоверия и расколоучения. Также отец Николай был большим любителем старины; у него в квартире был настоящий музей исторических предметов немалой ценности, художественных произведений.

Отпевал покойного Преосвященный Серафим (Остроумов), епископ Бельский, викарий Холмской епархии в храме, в котором долгие годы служил отец Николай.  

К сожалению, могила отца Николая Копьева не сохранилась, но возможно именно он погребен под одним из нескольких красивых мраморных старинных памятников, кощунственно перебитых в советское время.

В настоящее время Александр Панин готовит большую биографическую статью, посвященную этому выдающемуся представителю московского духовенства и Палестинского Общества рубежа XIX и XX веков.

После этого Александр Панин и отец Тихон направились к могиле протоиерея Сергия Яковлевича Уварова, также члена ИППО. Он погребен рядом с храмом, в котором и был настоятелем. Он возглавлял причт храма с 1889 по 1917 год. 

Протоиерей Сергий Уваров скончался 18 июня 1918 года (родился в 1844 году) и был погребен рядом со своей супругой Александрой Спиридоновной.

Так в представлении к очередной награде в 1894 году, благочинный Ивановского сорока города Москвы протоиерей Иоанн Смирнов отмечал заслуги отца Сергия: «Отличаясь постоянною ревностью в исполнении священнических своих обязанностей, протоиерей Сергий Уваров столь же ревностно всегда заботился  о внешнем устройстве церкви и кладбища. Своею приветливостью и обходительностью и своим усердием и предупредительным исполнением всех законных желаний и требований посетителей кладбища он сумел приобрести их общее уважение и расположение к себе».

Действительные члены ИППО помолились на могиле отца Сергия, трижды пропев «Вечная память», от имени всего Палестинского Общества возложив к подножию памятника цветы. 

Могила, надгробный камень и прилегающая территория были тщательно сфотографированы и внесены в базу данных благотворительного фонда. Также была осуществлена и фотографическая съемка всей территории, прилегающей к алтарной части храма.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up