ikona
Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Члены ИППО посетили Флорищеву пустынь

pict

01

   

02

   

03

   

04

   

05

Основатель 
Флорищевой 
пустыни 
митрополит 
Суздальский 
Илларион
Грамота 
царя 
Феодора 
Алексеевича 
во Флорищеву 
пустынь
Царская
грамота 
во 
Флорищеву 
пустынь
Икона письма 
Симона 
Ушакова 
из иконостаса 
Флорищевой 
пустыни
Чудотворная 
Владимирская икона 
Божией Матери 
письма
Симона Ушакова 
из Флорищевой пустыни

06

   

07

     

08

     

09

С экономом монастыря 
послушником Евгением
Возле могилы 
архимандрита 
Антония (Боркова)
Могила 
архимандрита 
Антония (Боркова)
Архимандрит 
Антоний (Борков)

10

  

11

   

12

    

13

 
Князь 
Борис Голицын
Возле могилы князя 
Бориса Голицына, 
в иноках Боголепа
Икона 
Божией Матери 
Казанская. 
Вклад князя 
Бориса Голицына
Мощевик. 
Вклад князя 
Бориса Голицына 
во Флорищеву 
пустынь

14

 

15

   

16

  

17

 
Напрестольные евангелия. 
Вклад князя 
Бориса Голицына 
во Флорищеву пустынь
Возле дома,
где проживал
иеромонах 
Илиодор (Труфанов)
Успенский собор 
Флорищевой 
пустыни
На паперти 
Успенского собора

18

   

19

    

20

  

21

 
В Успенском соборе 
пустыни
Иконостас 
Успенского 
собора
Монастырская 
колокольня
На монастырской 
колокольне

16 апреля 2018 года действительные члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), А.Н. Панин и С.Я.Ваксман в рамках программы «Возвращение памяти» посетили Свято-Успенскую Флорищеву пустынь.  

Члены Императорского Православного Палестинского Общества посетили обитель по благословению ее священноархимандрита епископа Выксунского и Павловского Преосвященного Варнавы.

Современная Флорищева пустынь – это мужской монастырь, и одновременно памятник архитектуры федерального значения. Он расположен на границе Нижегородской, Ивановской и Владимирской областей (поселок Фролищи Володарского района Нижегородской области), и находится в живописной лесной местности на холме, издревле именуемом Флорищевой Красной горой. Рядом несет свои быстрые воды извилистая река Лух.

Эти места привлекают многочисленных паломников, жаждущих прикоснуться к духовной сокровищнице русского монашества, щедро дарящей радость, душевный мир и тишину тем, кто возносит молитву под древними сводами обители.

Место для монастыря было выбрано неслучайно. По преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой горы, видели исходивший от нее лучезарный свет, обонял дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни. Издревле здесь селились лесорубы и бортники (собирающие мед диких лесных пчел), а иногда и лихие люди, для которых тайная тропа через болото служили единственной дорогой к уединенному жилищу. Видимо, бортник и лесоруб Флор был яркий запоминающийся человек, так как песчаные холмы в окрестностях с тех пор стали называть Флорищевыми.

К середине XVII века на Флорищевой горе возникла небольшая монашеская община во главе со схимонахом Мефодием. Немало трудов, телесных и духовных, положила немногочисленная братия (схимонах Мефодий, монахи Варлаам, Иона и Макарий) ради спасения душ своих и в молитве за русский народ. Иноки срубили себе кельи, а в 1651 году начали службу в первом деревянном храме в честь Успения Божьей Матери. Этот год можно считать годом основания обители.

Их труды сохранил и умножил сподвижник старца Мефодия иеромонах Иларион. Он управлял монашеской обителью 27 лет. Его трудами и заботами пустынь стала известной, сюда стекались толпы богомольцев со всей Руси. При святом Иларионе было проведено строительство всего архитектурного ансамбля Флорищевой пустыни, который сохраняется по сегодняшний день.

Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня.

Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником Царя Федора Алексеевича.

В 1677 года Царь совершил свое первое паломничество в пустынь. Результатом богомолья стал царский указ дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни.

Каменный Успенский собор был завершен в 1681 году. В том же году Царь Федор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

Уезжая из Флорищевой пустыни, Царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским и Юрьевским, он не забывал свою пустынь, и все строительство шло под его руководством.

До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. В обитель приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского. Приход советской власти нанес монастырю новый сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви – клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до начала 90-х годов XX века.

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и совершение богослужений в надвратной церкви во имя апостолов Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролище.

Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный Синод Русской Православной Церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

Архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман в сопровождении эконома обители послушника Евгения осмотрели весь архитектурный комплекс монастыря. 

Члены Императорского Православного Палестинского Общества вознесли свои молитвы у могилы одного и самых выдающихся настоятелей монастыря архимандрита Антония (Боркова).

Архимандрит Тихон, А.Н. Панин, иеродиакон Евстафий (Поляков) и С.Я. Ваксман трижды пропели у могилы «Вечная память». Могила была тщательно сфотографирована, а надпись на могильной плите исследована и зафиксирована. Могила отца Антония (Боркова) включена в базу данных в рамках проекта «Возвращение памяти».

Отец Антоний был погребен не на братском кладбище за алтарем Успенского собора, а у западной стены, чтобы согласно его воле «по его могиле ходили люди, как бы попирая его ногами». Его могила была обретена совершенно случайно 19 сентября 2009 года.

Самое важное и удивительное, что его тело было нетленным: волосы, борода, лицо сохранились, только сильно высохли.

Архимандрит Антоний (Александр Федосеевич Борков) родился в 1822 году в мещанской семье города Чернь Тульской губернии. Насельник Оптиной Свято-Введенской пустыни, Новгородского Антониева монастыря, эконом Владимирского архиерейского дома, он всюду и везде  был образцом высокого звания монаха.

Он стал настоятелем Флорищевой пустыни 50-ти лет от роду и управлял ей 26 лет. В эти годы в монастыре проживало более 100 человек монашествующих, послушников и трудников, а ежегодно обитель посещали тысячи паломников. Требовался большой жизненный опыт, чтобы мудро управлять всем этим большим хозяйством. И отец Антоний сполна был наделен этим опытом.

Он скончался в 1899 году, искренне оплаканный братией и многочисленными духовными чадами. Его честные останки были освидетельствованы 19 сентября 2009 года в присутствии большой комиссии и при участии благочинного монастырей архимандрита Тихона (Затёкина).

Члены ИППО также внимательно осмотрели помещения будущего музея обители, иконной лавки, старинной библиотеки, расположенной в колокольне, помолились на месте братского кладбища, располагавшегося у алтаря Успенского собора и полностью уничтоженного в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

На кладбище упокоился выдающийся сподвижник Императора Петра Великого князь Борис Алексеевич Голицын. Во время Азовского похода 1695 года он командовал всей «низовой конницей», принимал деятельное участие в постройке кораблей, а на время отъезда Царя Петра Алексеевича за границу был назначен одним из управителей государства Российского.

В 1713 году постаревший князь Б.А. Голицын, страдавший «подагрою и хирагрою», потерявший сына Алексея, был утешен Императором Петром, который прислал ему собственной работы кресло, на котором больной мог ездить. В том же году князь Борис Алексеевич, собрав подваренную Императором богатую церковную утварь, отправился в далекую лесную глушь, монастырь Флорищеву пустынь, где и постригся в монахи под именем Боголеп.

Внимательно члены ИППО ознакомились и с ходом реставрационных работ в древнем монастырском Успенском соборе.

На прощание членам  Императорского Православного Палестинского Общества от имени настоятеля монастыря, епископа Выксунского и Павловского Варнавы (Баранова) была поднесена в дар новая книга «Памяти архимандрита Антония».

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Создание сайтов, продвижение сайтов
Студия Level Up