Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Некрополь

НЕКРОПОЛЬ  ВОЗНЕСЕНСКОГО  ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Захоронения на территории Печерского Вознесенского монастыря появились с момента его основания. По началу,  погребения производились возле алтаря Вознесенского собора, а в последствии и около Успенской церкви. В самих храмах в древности, погребать усопших не дозволялось, потому что в храмах полагались Св. мощи мучеников, однако в последствии вошло в обычай хоронить в храмах почивших архиереев, архимандритов и других знаменитых лиц. Тела их погребались в основном за клиросами и на паперти.[1] Немалую роль играло в этом деле и завещание покойного.

В Печерском Вознесенском монастыре первым из настоятелей оной обители был погребён бывший епископ Рязанский и Муромский Палладий (Юрьев).  До епископства  он управлял Печерской обителью (с 1753 по 1758 год) и затем после увольнения по слабости здоровья с Рязанской кафедры, вновь по решению Правительствующего Синода был  назначен настоятелем данного монастыря и управлял им с 1778 года до своей блаженной кончины, последовавшей 2 декабря 1789 года.

В своём завещании, Преосвященный Палладий, много потрудившийся на благо родной Печерской обители, просил  похоронить его бренные останки позади правого клироса в  монастырском Вознесенском Соборе, так как именно в нём в своё время он был пострижен в монашество. Гроб  Владыка Палладий, просил сделать безо всякого излишества, а оставшееся после него имущество раздать бедным. На помин души своей  записал Преосвященный, выдать в Печерский монастырь 100 рублей, и по городским храмам Нижнего Новгорода – 50 рублей, 50 рублей благословлял Владыка в своём завещании раздать нищим, в богадельни, женский Крестовоздвиженский монастырь и по тюрьмам для заключённых.

Написав «духовную», Преосвященный Палладий  2 августа 1789 года выехал из Печерского монастыря на жительство в город Нижний Новгород в дом асессора М.Юрьева, который доводился ему родственником. Прожил он на квартире Михаила  Юрьева до конца  ноября, где  с ним случился «удар» и за день до смерти еле живой, 30 ноября он был привезён тем же М.Юрьевым, ночью перед  утренней службой,  обратно в Печерский монастырь. 2 декабря 1789 года Преосвященный Палладий скончался. Тело почившего Святителя было выставлено в тёплой Успенской церкви и по церковному чиноположению на третий день  отпевание над ним  соборно вместе с монастырским и городским духовенством совершил Преосвященный  Дамаскин, Епископ Нижегородский и Алатырский.[2]

Однако, правящий архипастырь, Преосвященный   Дамаскин (Руднев)  благословил похоронить почившего святителя не в Вознесенском соборе, а за правым клиросом в монастырской больничной церкви во имя Св. Пр. Макария Желтоводского[3], (в 1838 году этот храм был переосвящен в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла) дав распоряжение установить ему памятник из белого камня с соответствующей на нём надписью, что братией монастыря и было в точности исполнено.  Так было положено начало захоронений внутри храмов Печерского  монастыря.

В последующее время, Преосвященным епископом Нижегородским и Арзамасским Иеремией под сводами Успенской церкви в 1857 году была устроена усыпальница с  церковью во имя Киево-Печерских чудотворцев с двумя приделами — в честь Св. прп. Сергия Радонежского и Святителя Димитрия Ростовского, для погребения усопшей братии  монастыря.[4]

К 1890 году усыпальница в Успенской церкви «пришла в ветхость» и  Нижегородский купец Родион Иванович Грибков пожертвовал на ее ремонт 200 рублей.[5] Известно, что в этой усыпальнице был погребён ещё один настоятель Печерского монастыря —  Епископ Балахнинский Поликарп (Гонорский),  скончавшийся 7 марта 1891года.

 Возле  главного алтаря Успенского храма, у окна был похоронен прозорливый старец монастыря иеросхимонах Мардарий, скончавшийся  6 апреля 1859 года.[6]

Несомненно, что и другие почившие из числа братии обители в XIX  начале XX столетия были похоронены именно под сводами Успенской церкви, так как именно оно и было отведено под братскую усыпальницу. В  1902 году  священник Александр Троицкий организовал паломническую поездку в Печерскую обитель для учащихся   церковно-приходской школы при Верхнепосадской Троицкой церкви г. Н-Новгорода. Во время данной поездки священник рассказывал об истории монастыря, показал все его достопримечательности и затем они спустились в монастырскую усыпальницу, где была отслужена панихида по почившим братьям, сей обители, а после панихиды  о. Александр  беседовал с детьми  о значении поминовения усопших.[7]

Захоронения в усыпальнице производились видимо до самого закрытия монастыря (в 1928 году), ибо  в протоколе допроса настоятеля монастыря епископа  Балахнинского Лаврентия (Князева) от  3 сентября 1918 года, говориться о том что, во время обыска в Печерском монастыре в усыпальнице были вскрыты две свежие могилы, в которых ничего не оказалось, за исключением «сгнившего трупа».[8]

         Настоятели Печерского монастыря, архимандриты, так же погребались в  обители возле алтарей Вознесенского и Успенского соборов. Так, доподлинно известно, что архимандрит Софроний (Долгоневский) скончавшийся 19 апреля 1772 года  был погребён против  алтаря Вознесенского Собора.[9] В Государственном архиве Нижегородской области сохранилось дело о смерти и духовном завещании Архимандрита Константина (Борковского). В здравом уме писал настоятель свою последнюю волю, призывая в свидетели самого Господа: «Во власти Всемогущего Творца в трёх ипостасях нами веруемаго  исповедуемаго и поклоняемаго, Отца и Сына и Святаго Духа единаго правосуднаго Бога, владеющаго смертию и животом человеческим, ежели разлучится душа моя грешная от бреннаго моего тела, то прошу и молю всех, докого же принадлежать будет, дабы по моем от сея временныя жизни исходе к вечности оставшееся справедливыми и верными <…> моими трудами собранный как денежный, так и <….> мягкой рухляди и прочий багаж по нижеследующему духовному распределен и разделен….». Расписывая распределение денег архимандрит Константин в завещание писал:  «На погребение бреннаго тела  моего – 50 рублей. На поминовение грешной души моей –50 рублей. На годовую обедню –30 руб.На инвалидов – 20 руб. На содержащихся при магистрате -10 руб. На несчастных колодников –10 руб. В Киевский монастырь на учителей –50 руб. На бурсаков тамошних - 50 руб. В Киевские женские монастыри – 60 руб. В Московский Данилов монастырь –50 руб. Вдовам и сиротам… -300 руб.»  «Мягкую рухлядь» т.е. облачения и одежду  архимандрит Константин завещал часть в Печерский монастырь, часть в Киево-Братско-Училищный монастырь, часть Крутицкому Епископу Самуилу и своему племяннику Д.М. Борисенкову, который много лет трудился и был у него келейником. Свою  библиотеку, в основном на латинском языке архимандрит завещал передать в Московскую Академию в Заиконоспасский монастырь.

8 июля 1772 года архимандрит Константин скончался и наместник Печерского монастыря иеромонах Александр с казначеем  иеромонахом Антонием в рапорте на имя Епископа Нижегородского и Алатырского Феофана донесли, что гроб был изготовлен и обит  «по приличеству», могила же  вырыта  недалеко от захоронения  покойного архимандрита Софрония перед алтарём Вознесенского Собора.[10] Возле алтаря Успенской Соборной церкви были погребены настоятели архимандрит Иринарх, который скончался 5 июня 1821 года и архимандрит Ириней, скончавшийся 9 апреля 1846 года.[11]

Когда Печёрской обителью с 1847 года стали управлять епископы Нижегородские, а затем и с 1866 года викарии Балахнинские имея звание настоятеля, то непосредственно всеми духовными и хозяйственными делами стал заниматься проживающий в монастыре наместник в сане игумена или архимандрита. Пока ещё мало изучено материалов, но можно предположить, что почивших наместников погребали именно под сводами Успенской церкви, в сделанной для этого усыпальнице.

В Российских монастырях с древнейших времён совершались погребения духовных так и мирских лиц по вкладам. Как  известно,   Печерский монастырь  не был исключением.  В 2000 году во время  строительных работ вблизи алтаря Вознесенского Собора, когда снимали  слой земли, то на глубине 0,6 м  были обнаружены каменные надгробия XVII века. Данные надгробные плиты  очевидно не были исследованы автором монографии «Памятники Нижегородских древностей» архимандритом Макарием (Миролюбовым) поскольку, видимо, уже в его время они были засыпаны землёй, и лишь значились в трудах Н.Четыркина и С. Добротворского, как захоронения  Михаила Ивановича Приклонского и  супруги Ивана Васильевича Приклонского (имя её неизвестно). Однако, почему-то ни одним из авторов трудов, изучающих историю Печерского монастыря не было упомянуто  сохранившееся до наших дней надгробие жены Герасима Приклонского Ксении Богдановой  принявшей, перед смертью, иноческий постриг с именем  Ольги.

Почти в плотную к алтарю Вознесенского собора, так же на глубине 0,5м. было найдено каменное надгробие XVII века  Анисима Ивановича Скрипеева, принявшего  незадолго до смерти схиму с именем Авраамия. Во вкладной книге Печерского монастыря  можно найти запись, о том, что по завещанию старца Авраамия (Скрипеева), сестра его Марья Афанасьева сделала на помин души его  вклад в обитель – икону Божией Матери «Одигитрия» в киоте, книгу «Патерик Печерский» и различную посуду.[12]

В 1887 году Нижегородский отставной чиновник Александр Иванович Архангельский  сделал  вклад в обитель государственными банковскими билетами на сумму 200 рублей, уплатив за место на монастырском кладбище, для погребения сына своего  Антония.  В том же году  по завещанию протоиерея Балахнинского собора о. Иоанна Серебровского за погребение его на монастырском кладбище и вечное поминовение  сделал он вклад в размере 500 рублей.[13]

План монастырского кладбища. ЦАНО. План монастырского кладбища. ЦАНО.

Таким образом, захоронения возле Вознесенского собора  и Успенской церкви всё более расширялись, что подтверждается обозначенными границами кладбища, (хоть и довольно условно) на планах монастыря за 1896 год.[14] На плане 1924 года, который чертил председатель Печерского церковного совета Мальцев так же видно, что  монастырское кладбище  окружает  Успенскую церковь с западной, восточной и юго-восточной сторон.[15]

Проанализировав все известные на сегодняшний день источники и надписи на сохранившихся памятниках с достоверностью можно сказать, что в стенах Печерской обители были погребены: [16]

  • Схимонах Авраамий (Скрыпеев) – 1630 год
  • Митрополит Солунский Паисий, присланный на жительство в Печерскую обитель Патриархом Московским и всея Руси Филаретом Никитичем – 1632 год
  • Ксения Богданова, жена Герасимовича Приклонского во инокинях Ольга - 1649 год
  • Боярин Феодор Петрович Приклонский - 1655 год
  • Монах Вассиан (Приклонский) XVII век
  • Архимандрит Варлаам - 1680 год
  • Архимандрит Печерского монастыря Константин (Борковский) – 1722 год
  • Жена князя Ивана Васильевича Приклонского, княгиня Ирина XVIII век
  • Стольник князь Михаил Иванович Приклонский – 1724 год
  • Московский житель, Надворный Советник Семён Григорьевич Киреев - 1740 год
  • Архимандрит Печерского монастыря Софроний (Долгоневский) - 1772 год
  • Дочь статского советника Петра Ивановича Воронцова – девица Надежда Петровна Воронцова – 1808 год
  • Действительный Статский советник Михаил Антонович Шишков - 1810 год
  • Жена Надворного Советника и Кавалера Григория Богуславского (без имени) – 1812 год
  • Действительный Статский Советник Нижегородский  Гражданский  Губернатор Андрей  Максимович Руновский – 1813 год
  • Дочь ( имя неизвестно) Андрея Николаевича Карамзина, сына известного историка Н.М.Карамзина – 1813 год
  • Командир лейб-гренадерского имени Императора Павла I полка, генерал-майор Евдоким Феодорович Куприанов – 1816 год
  • Князь Петр Сергеевич Трубецкой – 1817 год
  • Архимандрит Печерского монастыря Иринарх – 1821 год
  • Коллежская Советница Анна Антоновна Богуславская – 1823 год
  • Подполковник Князь Николай Григорьевич Шаховской – 1824 год
  • Младенец Димитрий (фамилия не указана) – 1825 год
  • Келейник, последнего Патриарха-Католикоса всея Грузии Антония II, архимандрит Феофан – 1826 год
  • Гражданин  Грузии Иван Фомич Молодинов – 1828 год
  • Анна Григорьевна Палец – 1828 год
  • Баронесса Мария Ашь – 1830 год
  • Жена  артилерии-полковника Ольга Алексеевна Сарожинович, урождённая княгиня Кулунчакова – 1830 год
  • Коллежский Советник и Кавалер князь Алексей Петрович Кулунчаков – 1831 год
  • Князь Фёдор Николаевич Черкасский – 1836 год
  • Младенец Федор Федорович Костромин – 1836 год
  • Коллежский Советник Голубинский – 1837 год
  • Подполковница Княгиня Марина Кузминишна Шаховская – 1838 год
  • Коллежский Советник Михаил Степанович Грехов – 1842 год
  • Архимандрит Печерского монастыря Ириней – 1846 год
  • Петр Палец – 1848 год
  • Болярыня Анна Стефановна Ушакова – 1848 год
  • Грузинский князь Николай Александрович Дадиани – 1851 год
  • Князь Александр Петрович Трубецкой – 1853 год
  • Девица Александра Порошина – 1855 год
  • Иеросхимонах Печерского Монастыря старец Мардарий – 1859 год
  • Елизавета Васильвна Палец – 1857 год
  • Николай Васильевич Палец – 1858 год
  • Мария Александровна Вознесенская – 1862 год
  • Анна Ивановна Палибина и младенцы её Мария и Наталия – 1863 год
  • Владимир Дмитриевич Вознесенский – 1865 год
  • Кавалер ордена святого Георгия IV степени, Генерал-майор Михаил Савич Исупов - 1868 год
  • Почётный гражданин Степан Степанович Волков – 1872 год
  • Параскева Афанасьевна Садовская – 1873 год
  • Действительный Статский Советник Князь Петр Сергеевич Трубецкой – 1877 год
  • Дочь почётного гражданина С.С.Волкова – Елизавета – 1877 год
  • Настоятель Печерского монастыря, епископ Балахнинский Поликарп (Гонорский) – 1891 год
  • Смотритель Печерского мужского училища Елпидифор Антонович Садовский – 1895 год
  • В.И.Калашников – 1895 год
  • Мещанская вдова г. Княгинина Александра Антоновна Былинкина – 1900 год 
  • Сын Нижегородского купца Василия Николаевича Басова -Аркадий 5 лет – 1900 год
  • Участник Абиссинской экспедиции казака Н.И. Ашинова  1886 года - архимандрит Паисий (Балабанов) -  1906 год
  • Нижегородский историк и архивист Александр Яковлевич Садовский  - 1926 год

Рапорт Великому Князю Николаю Михайловичу  о лицах погребенных при хр Рапорт Великому Князю Николаю Михайловичу о лицах погребенных при хр

Описание погребений в Печерском монастыре. РГИА Описание погребений в Печерском монастыре. РГИА

После закрытия монастыря, судьба монастырского кладбища сложилась трагически. В мае месяце 1927 года, сотрудники историко-бытового музея произвели осмотр старинных надгробий  «в целях сохранения от разрушения со стороны хулиганов» и передачи выявленных вновь памятников  музею. Было отобрано шесть надгробий, среди которых обломки разрушенного надгробного памятника князя П.С.Трубецкого, отца декабриста. Всего же музеем на монастырском кладбище было зарегистрировано 42 могилы, связанные с нижегородскими и общественными личностями. В  марте 1931 года  директор  музея С.Ситников добивается разрешения крайисполкома на продажу в металлолом крестов с монастырского кладбища ибо, согласно договору, трест «Металлом» принимал к утилизации незарегистрированные металлические памятники, кресты, ограды и новые постройки на закрытом кладбище.[17]

До наших дней сохранились лишь жалкие остатки этого древнего нижегородского некрополя. По рассказам  людей, которые  квартировали в Печерском монастыре, при строительстве различных современных построек находили большое количество склепов, которые безжалостно уничтожались, кости же погребённых в нём людей валялись разбросанными по всей территории.

В  2000-году  по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Нижегородского и Арзамасского  сохранившиеся надгробные памятники, которые были разбросаны по территории Печерского монастыря, были  собраны и установлены напротив алтаря Вознесенского Собора.                                                                                                                                

 


Примечания

1 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993, с. 1333.

2 Можаровский А. У владычнего наследства. // Н. Г. В. 1893.

3 ГУ ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. д. 91. л. 75-об.

4 Драницын Н. И. Краткий указатель святынь и достопримечательностей Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. // Н. Е. В. 1902 № 17 часть неофф. С. 654.

5 ГУ ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. д. 86. Л. 28-об.

6 Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. М., 1996. кн. 8. ч. 1, С. 722.

7 Драницын Н. И. Указ. Соч. С. 654.

8 Н. Е. В. 1902, Часть неофф. № 13, С. 434.

9 ГУ ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. д. 19963. л. 12.

10 Добротворский С. Описание Нижегородского Печерского первоклассного мужского монастыря. Н. Новгород, б\г. С. 84-85.

11 ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. (1772 г.) д. 37.

12 Добротворский С. Указ. Соч. С. 87-88.

13 Вкладная книга Печерского монастыря М., 1898. C. 48.

14 ГУ ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. д. 85а. Лл. 42-об.-43.

15 ГУ ЦАНО Ф. 579, Оп. 604, д. 85-а.

16 ГУ ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. д. 650.

17 Имена и фамилии лиц, погребенных в обители, до наших дней дошли благодаря трудам нижеследующих исследователей XIX столетия:

  • РГИА ф. 549 (фонд Великого князя Николая Михайловича) оп. 2, д. 23 — Списки о лицах, погребенных в церквах и на кладбищах Нижегородской епархии, с обозначением надгробных надписей, 1912 год;
  • Четыркин И. Н. Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря. Н. Новгород, 1887;
  • Добротворский С. Указ. соч;
  • Драницын Н. И. Указ. Соч.;
  • Титов А. А. Нижегородский Печерский монастырь. // Исторический Вестник. 1890 г. ноябрь. С. 488;
  • Лавров Д. Нижегородский Вознесенский монастырь. СПб, 1892.

18 Галай Ю. Г. Печерский Вознесенский мужской монастырь в Советское время. Русское Православие: Вехи истории, Н. Новгород, 1998. С. 111.

Яндекс.Метрика