В Печерском монастыре увековечат память героев 1612 года
В настоящий момент бригада живописцев под руководством художника-реставратора высшей категории В.И.Некрасова продолжают расписывать Вознесенский собор Печерского монастыря. На центральных столпах собора решено изобразить подвиг людей смутного времени 1605-1612 гг.
На двух столпах изображены живописные изображения: «Явление св. прп. Сергия Радонежского Козьме Минину с повелением возбудить люд Нижегородский на ратный подвиг» и «Явление св. прп. Макария Желтоводского князю Дмитрию Пожарскому с повелением стоять до смерти за веру Православную». На левом столпе изображен Святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея России ведомый поляками в темницу Чудова монастыря, а на правом столпе будет располагаться памятная надпись написанная в виде свитка: «В лето от Рождества Христова, августа месяца 1611 года, во град Нижний Новгород пришла грамота от Патриарха Ермогена в которой он призывал, что бы все « стояли крепко о вере…имели б чистоту душевную и братство и промышляли б, как реклись души свои положити за Пречистой дом и за Чудотворцов за веру, так бы и совершили… Да бы грамоты с городов собрати к себе в Нижний Новгород, да прислати в полки к боярам… а хоти, буде и постраждете, и вас в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем; а в городы и для грамот, посылати их же, а велети им говорити моим словом. А вам всем от нас благословенье и разрешенье в семь веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно, а я должен за вас Бога молити».
В октябре месяце того же года, в Нижний Новгород пришла грамота из Троице-Сергиева монастыря от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, которые призывали русских людей спасти гибнущее Отечество. Для совета собрались в доме воеводы настоятель монастыря Печерскаго архимандрит Феодосий , протопоп Савва Евфимьев, стряпчий Биркин , дьяк Юдин, дворяне, дети боярские, и земские старосты среди которых был Козьма Минин, «честность котораго известна была по делам городским». Во время совета Козьма Минин сказал: «святой преподобный Сергий явился мне ныне во сне и повелел возбудить уснувших, прочтите грамоты Дионисиевы в соборе, а там что будет угодно Богу». На другой день по звону колокола в Спасо-Преображенский собор собрался народ где протопопом Саввою была зачитана «Троицкая грамота» и сказано поучительное слово во время которого стоящий народ « слезы из очию испущаху и во умилении восклицаху: увы нам, увы нам! Погибает царствующий град Москва, погибает и Государство Московское». После этого был отслужен молебен «да подаст Господь Бог победу христианам».
Собрав казну «многу» Нижегородцы стали собирать войско и приглашать из понизовских городов ратных людей «со всею службою», а воеводою над всеми дружинами избрали «военоначальника искусна во бранех» стольника князя Димитрия Михайловича Пожарскаго.
В это время, князь Димитрий Пожарский лечился от ран полученных в Москве в битве с поляками, в своей вотчине селе Юрьино.
Нижегородцы снарядили посольство к князю Пожарскому в село Юрьино во главе с архимандритом Феодосием, дворянином Жданом Болтиным и выборными людьми от всех сословий. «…И тако поидоша Печерскаго монастыря архимандрит Феодосий, да и зо всех чинов лучшия люди и молиша его чтобы он к ним во град Нижний пришел и рать устроил, и помощь Московскому Государству учинил».
Князь Димитрий Михайлович согласился на просьбу Нижегородцев и заявил, что «он рад страдать до смерти за православную веру». И ему при освобождении Первопрестольнаго града Москвы было явление св. прп. Макария Желтоводскаго Чудотворца и в знак чудесной его помощи, устроил князь на том месте подворье монастыря Троицкаго Желтоводскаго, а в своей вотчине в Пурихе устроил монастырь в его честь».
Данные сюжеты будут написаны к престольному празднику Печерского монастыря – Вознесению Господню.
В дальнейшем планируется изобразить такие сюжеты как – « Сведение Лжедмитрием Святителя Иова с Патриаршего престола», «Благословение св. прп. Иринархом Ростовским Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского на ратные подвиги» и «Благословение св. прп. Иринархом Ростовским князя Дмитрия Скопина-Шуйского» и «Благословение св. прп. архимандритом Дионисием братии Троице-Сергиевой Лавры на защиту святой обители Преподобного Сергия» др.