Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин в Ново-Иерусалимском монастыре

Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин в Ново-Иерусалимском монастыре

17.07.2014

Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин в Ново-Иерусалимском монастыре

16 июля 2014 года члены ИППО архимандрит Тихон (Затекин) и А.Н.Панин в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах» посетили Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затекин) и заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза краеведов России Александр Николаевич Панин за 2013-2014 годы уже в шестой раз посещают эту обитель.

Архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин самым тщательным образом изучают монастырский некрополь этой прославленной обители, разграбленный и частично уничтоженный в годы атеистических гонений. Среди многочисленных погребений на территории монастыря, есть немало захоронений членов Императорского Православного Палестинского Общества.

Работа по выявлению, исследованию, описанию и фотофиксации погребений членов Палестинского Общества проходит в рамках разработанной и активно поддержанной архимандритом Тихоном (Затекиным) программы фонда «Возрождение культурного наследия» под названием «Возвращение памяти: история ИППО в регионах». Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин несколько раз в своих выступлениях высоко оценивал важность этой программы и благодарил инициаторов А.Н.Панина, С.Я.Ваксмана и архимандрита Тихона.

Целью программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.

Александр Николаевич Панин уже несколько лет занимается детальным изучением Высочайших визитов в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. За время исследований выявлено множество уникальных документов, фотографий, описаний вкладов, внесенных Царскими Особами в обитель. Так, например 17 октября 1889 года Его Высочество Сергей Александрович отправил в дар настоятелю обители архимандриту Вениамину (Позднякову) частицу камня Гроба Господня, камень с места Рождения Спасителя и часть масленичной ветви из Гефсиманского сада. Эти святыни были помещены в ковчег, который в 1691 году передала в дар обители Царевна Татьяна Михайловна.

Детально А.Н.Паниным было изучено серебряное золоченое подносное блюдо, поднесенное в 1894 году Великому Князю Сергею Александровичу и Великой Княгине Елисавете Феодоровне по случаю 10-летия их брака. Блюдо хранится в коллекции историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим». Блюдо имеет надпись «Их Императорскому Высочеству Великому Князю Сергею Александровичу и Великой Княгине Елисавете Феодоровне от сотрудников двора», изображения вензелей Августейших супругов, короны, и цифр «1884-1894».

Во время исследовательской работы, А.Н.Панин обнаружил уникальные фотографии пребывания Государя Императора Николая II, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Великого Князя Сергея Александровича 12 апреля 1903 году в Ново-Иерусалимском монастыре. Во время посещения обители Государь и Государыня поклонились святыням, которые пожертвовал монастырю Великий Князь Сергей Александрович в 1889 году.

В разные годы этой древней обителью управляли члены ИППО (или стали таковыми позднее): епископ Христофор (Смирнов), архимандрит Андрей (Садовский), архимандрит Владимир (Филантропов), архимандрит Серафим (Чичагов), архиепископ Иустин (Охотин), епископ Тихон (Никаноров), епископ Александр (Головин), епископ Трифон (Туркестанов) и архиепископ Иоаким (Левицкий).

Также успешно в архивах и библиотеках России продвигается изучение богатейшего наследия епископа Преосвященного Александра (Головина). С 1899 года по 1903 год он возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме и в 1900 году стал действительным членом ИППО. 12 декабря 1904 года он был избран почетным членом Общества. Будучи с 1910 по 1912 годы епископом Калужским и Боровским Владыка активно помогал Сергиеву скиту Калужского отдела ИППО и был духовным наставником члена Калужского отдела иеромонаха (впоследствии игумена) Герасима (Гаврилова). Его богатейший архив, сохранившийся до наших дней, предмет тщательно изучения А.Н.Панина.

Так же предметом глубокого исследования членов ИППО является богатейшее наследие монастырской фотомастерской, одной из первых монастырских фотомастерских России, основанной по благословению архимандрита Леонида (Кавелина). Долгие годы послушание фотографа в мастерской нес иеромонах Диодор (Диомид Борисов), уроженец Смоленской губернии. Отличительной особенностью монастырской фотомастерской была направленность ее деятельности на видовые снимки храма Воскресения Христова, главные святыни обители и Русской Палестины. Эти работы отличаются высоким профессиональным качеством исполнения, глубоко продуманным отбором мест для съемок.

Архимандрит Тихон постоянно принимает участие в конференциях, проводимых в стенах монастыря и музея «Новый Иерусалим», посвященных изучению жизни и служения Святейшего Патриарха Никона.

Это посещение святой обители члены ИППО архимандрит Тихон и А.Н.Панин посвятили памяти члена Общества, настоятеля Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Андрея (Садовского).

Архимандрит Андрей (Садовский) родился в 1821 году в Нижегородской губернии, в семье священника Алексея Садовского, в селе Мадаев Майдан. В святом крещении был наречен Алексеем. В 1838 году поступил в Нижегородскую Духовную семинарию. Весной 1844 года Алексей Садовский окончил семинарию, богословский класс по 1-му разряду. Осенью того же года вступил в брак с Марией Андреевной Серебровской, дочерью священника из села Палец. 5 ноября 1844 года в храме иконы Божией Матери Одигитрии села Палец состоялось их венчание, которое совершил его дядя Александр Садовский. Со временем у четы родились сыновья Дмитрий и Алексей.

Спустя 25 дней, 29 ноября 1844 года, после венчания Алексей Садовский был рукоположен епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном (Доброзраковым) в сан священника с назначением в село Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Через несколько лет, 2 мая 1849 года, по указу Епархиального начальства, он был перемещен на место своего тестя в село Палец Нижегородского уезда.

14 сентября 1849 года иерей Алексей Садовский был удостоен своей первой священнической награды – набедренника, и спустя два дня, он был перемещен в Покровскую церковь города Нижнего Новгорода на место второго священника. Будучи хорошим проповедником 9 октября 1851 года был перемещен в нижегородский кафедральный собор на священническое место в качестве катехизатора. С 22 ноября 1851 года по 1868 год был депутатом по уездному суду и гражданскому магистрату.

С 5 декабря 1851 по 27 сентября 1867 года - хранитель библейских и богослужебных книг Московской синодальной типографии. 26 марта 1866 года награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Правительствующего Синода. 4 мая 1867 года возведен в сан протоиерея.

По Высочайшему повелению, 20 апреля 1869 года, протоиерей Алексей Садовский был пожалован орденом Святой Анны III степени, а в 1873 году был сопричислен к ордену Святой Анны II степени, а 18 апреля 1881 года к ордену Святого равноапостольного князя Владимира IV степени.

23 октября 1881 года был назначен членом Нижегородской Духовной Консистории, а с 16 ноября - председательствующим членом Епархиального попечительства. По указу Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии за № 1325 от 26 апреля 1883 года, по рапорту Нижегородского дворянского депутатского собрания, вместе с женой и сыном Алексеем был утвержден в дворянском достоинстве. С 1887 года стал членом Императорского Православного Палестинского Общества.

Овдовев, 27 ноября 1885 года был переведен в Московскую епархию и определен в братство Московского Покровского миссионерского монастыря. 30 ноября того же года в той же обители был пострижен в монашество, а 21 декабря - назначен настоятелем монастыря и возведен в сан архимандрита. С 1889 года по 1893 год настоятель Московского Симонова монастыря, а с 1890 года благочинный ставропигиальных монастырей Московской епархии.

26 апреля 1893 года назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. При этом Московской Синодальной конторой была ему выражена благодарность «за попечение и заботливость об улучшении благосостояния Симонова монастыря». Проходя должность настоятеля Ново-Иерусалимского монастыря, особое значение уделял совершению Богослужения и улучшению хозяйственной части вверенного монастыря. Летом 1893 года им был благоустроен новый странноприимный дом и 25 сентября освящен. «По завету Святейшего Патриарха Никона» за год этим странноприимным домом пользовались до 80 тысяч богомольцев с правом каждому 3 дня иметь стол, на содержание странноприимного дома ежегодно поступали 1200 рублей от попечительницы Анны Сергеевны Цуриковой.

В марте 1894 года по его инициативе архитектором В.Е.Сретенским был составлен проект постройки нового двухэтажного каменного здания для церковно-приходской школы, так как старое здание странноприимного дома дало трещины во многих местах. Постройка нового здания началась весной 1895 года, и была успешно завершена в 1897 году.

Отец архимандрит Андрей скончался 14 марта 1898 года после тяжелой болезни, искренне оплаканный братией и духовными детьми. Его знала и высоко читала вся православная Москва. Был неутомимым проповедников, в своих проповедях всегда призывал следовать Христовым заповедям и жить в мире, любви и согласии.

По завещанию, 18 марта он был погребен в монастырской церкви Рождества Христова, в приделе во имя Вифлеемских младенцев от Ирода убиенных, рядом с могилой архимандрита Мелхиседека (Сокольникова).

К сожалению, его могила была осквернена в годы гонений на Русскую Православную Церковь, а надгробная плита утрачена, но известно точное место его погребения.

Архимандрит Тихон и А.Н.Панин проследовали в храм Рождества Христова, где в приделе Вифлеемских младенцев по благословению наместника монастыря игумена Феофилакта от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества возложили цветы на место погребения отца Андрея и помолились о его упокоении, пропев «Вечная память».

В рамках программы инициативой и на средства членов ИППО архимандрита Тихона и А.Н.Панина был написан портрет архимандрита Андрея и передан в дар церковному музею Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Игумен Феофилакт принял этот дар и выразил членам ИППО большую благодарность за их труды.

В планах архимандрита Тихона и А.Н.Панина заказать второй такой же портрет архимандрита Андрея (Садовского) и передать его в дар музею ИППО.

Яндекс.Метрика