Члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин посетили Московский Новодевичий монастырь
16 сентября 2014 года члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н. Панин в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах» посетили Московской Новодевичий женский монастырь.
Члены Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (действительный член Нижегородского отделения, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря) и Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного регионального отделения, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия») посетили Московский Новодевичий женский монастырь, где помолились на могиле почетного члена Общества митрополита Евсевия (Никольского), а также поклонились обительским святыням, осмотрели древние царственные захоронения, расположенные в Смоленском соборе.
Программа «Возвращение памяти» была разработана фондом «Возрождение культурного наследия». Целью этой программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Императорского Православного Палестинского Общества, поиск фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.
Жизнь нашего общества стремительно движется вперед, буквально на глазах меняются города, села, деревни, кладбища, реставрируются монастыри, храмы и прилегающая к ним территория. После богоборческого переворота 1917 года началось планомерное и активное уничтожение не только монастырей и храмов, но и некрополей. На месте кладбищ устраивали танцплощадки, строили клубы, стадионы. Делалось это целенаправленно, чтобы уничтожить память о былой жизни общества, разрушить преемственность с прошлой жизнью. Как правило, надгробные камни употреблялись при строительстве новых зданий как строительный материал. Но и сейчас, в наши дни, жизнь движется настолько быстро, что во многих городах происходит гибель памятников архитектуры при пожарах, при беспечности местных властей и по иным обстоятельствам. Гибнут и кладбища. Это происходит практически ежедневно, надгробные камни, никем не охраняемые, расхищаются, гибнут от времени и подвергаются уничтожению от «современных вандалов». К большому сожалению, уже очень многое безвозвратно потеряно. Это сподвигло фонд начать активную работу по составлению описания того, что еще уцелело.
На территории древнего Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского женского монастыря расположен старинный некрополь. Монастырь находится на Девичьем поле в излучине реки Москвы, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим женским монастырем и филиалом Государственного исторического музея. Первоначально захоронения на территории обители возникли в XVI веке. Монастырь был местом захоронения насельниц обители, московской знати, а с XIX века - лиц и других сословий.
В обители находился участок, где были погребены известные и чтимые православным людом странники и юродивые: Иван Трифонович, скончавшийся в 1906 году, живший круглый год в вырытой им пещере подле монастыря, Христа ради юродивый, странник, проведший в странствиях 50 лет Симеон Иванович Бутаев, скончавшийся в 1890 году, странник Феодосий Павлович, на кресте которого имелась надпись «странствовал, имел ко всем любовь».
К началу XX века свободного места на территории монастырского некрополя практически не осталось. После богоборческого переворота 1917 года некрополь постепенно уничтожался, и из 2000 надгробий уцелело около 100 памятников.
Рядом с входом в собор Смоленской иконы Божией Матери находится могила митрополита Евсевия (Никольского), почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества.
Будущий митрополит Евсевий родился 21 января 1860 года в семье священника в селе Серебряки Алексинского уезда Тульской губернии. Он окончил Тульское Духовное училище и Семинарию, а в 1885 году - Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (магистрантом) и тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков.
3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий (в честь Евсевия, епископа Самосатского). 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, во иеромонаха. 11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита, а 18 октября 1893 года определен на должность ректора Иркутской Духовной семинарии. В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества.
26 января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, но вскоре был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. 4 февраля 1898 года он прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией.
С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился Владыка к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью.
В январе 1899 года Владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии. Пребывание Владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с русско-японской войной, со временем, когда русский Дальний Восток, почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная Консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный Комитет Православного Миссионерского Общества.
С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковно-приходских школ. Только во Владивостоке при его непосредственном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский, школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквях военных и находящихся при учебных заведениях, а также об Архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока). Много Владыка потрудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.
С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал Наследник Цесаревич Великий Князь, почетный член ИППО Алексей Николаевич.
Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви - 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа. В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участвовал в прославлении Патриарха Московского и всея Руси Гермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям.
В 1917-1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при Патриархе, для чего вновь выехал в Москву.
18 февраля 1920 года он был возведен в сан митрополита Крутицкого. В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. В частной жизни Владыка Евсевий, по воспоминаниям современников, отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.
От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон возложили цветы на могилу Высокопреосвященного Евсевия, помолились о его упокоении и пропели «Вечную память».
Могила была тщательно зафиксирована и сфотографирована, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, крест и могильный камень осмотрены и подробно описаны.
Также Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон вознесли свои молитвы на могиле игумении Леониды (Озеровой), отдав дань памяти этому выдающемуся человеку, на долю которого выпало вынести тяготы богоборческого времени.
Игумения Леонида (в миру Любовь Петровна Озерова) была из потомственных дворян, имела хорошее домашнее образование, знала несколько иностранных языков. В возрасте 55 лет, вдовою, Л.П. Озерова в 1892 году поступила послушницей в Московский Ивановский монастырь, где приняла постриг в 1895 году. В 1900 году матушка Леонида стала игуменией Владычного монастыря в Серпухове и в 1904 году была награждена золотым наперсным крестом от Священного Синода. Ко времени перевода в Новодевичий в 1908 г. игумении Леониде был 71 год.
Социальные потрясения не обошли стороной Новодевичий монастырь. Последние три года своей жизни игумения Леонида доживала в монастыре, который практически прекратил свое существование. Она отошла ко Господу 18 января 1920 года, на 93-м году жизни и была похоронена в монастыре, где игуменствовала 12 лет.
Дату смерти матушки Леониды можно прочитать на ее могильном памятнике, поставленном значительно позже, в 1955 году, племянником игумении Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским). Этот памятник в виде небольшого серого креста расположен по левую сторону от центральной дорожки, ведущей от главных северных ворот к Смоленскому собору. В настоящее время в некрополе монастыря сохранились могилы всего двух игумений - первой Елены (Девочкиной) и предпоследней - Леониды (Озеровой).
От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон возложили цветы на могилу матушки Леониды и помолись о ее упокоении.
Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его Царские и Патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII веков, сразу получил высокий статус.
28 июля 1525 года сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли Царственные Особы (вплоть до Императора Петра I) и Московские Первосвятители, а сам праздник, один из главных и любимых москвичами, сопровождался знаменитыми народными гуляньями на Девичьем поле.
К середине XVII века усердием Царей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича монастырь был полностью восстановлен, освобожден от податей в казну и наделен вотчинами. Показывая его в 1656 году Антиохийскому Патриарху, Патриарх Московский и всея Руси Никон заметил, что в России не найдется обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления Царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.
Дочери Царя Алексея Михайловича (Царевны Евдокия, Екатерина и Софья) наделяли Новодевичий монастырь особыми вкладами. Пожертвования начались с Царевны Евдокии Алексеевны, которая в 1677 году вложила в обитель напрестольный крест золотой, украшенный алмазами и жемчугом и с частицами святых мощей. За ней, тетка ее, Царевна Татьяна Михайловна, подарила обители драгоценное Евангелие с верхней доской из чистого золота. Оклад Евангелия украшали изумруды, яхонты, алмазы и жемчуг. Царевна Софья в 1685 году жертвует Новодевичьей обители 9 серебряных лампад.
Члены ИППО Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон на территории обители осмотрели уникальные памятники архитектуры, а также посетили выдающийся памятник зодчества XVI века - собор Смоленской иконы Божией Матери, старейший храм Новодевичьего монастыря.
Собор был построен в 1524-1525 годах, и по своей архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе зодчего Алевиза Нового.
В конце XVII века, в правление Царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является московский зодчий Петр Потапов.
В соборе находятся погребения Царевны Софьи Алексеевны и сестер ее Евдокии Алексеевны и Екатерины Алексеевны, а также погребена и первая супруга Императора Петра I - Царица Евдокия Лопухина. Надгробия этой группы, расположенные в юго-западной части четверика Смоленского собора, выделяются особо.
До богоборческого переворота 1917 года их каменные гробницы были поставлены на помосте храма, а над ними были устроены кирпичные надгробия, покрытые суконными и бархатными покрывалами с нашитыми на них крестами. Надгробные надписи, кроме титулов, дат рождения и кончины усопших, других сведений не содержали. Но над изголовьем Царевны Софьи в стене укреплена еще и памятная доска.
В соборе А.Н. Панин и архимандрит Тихон осмотрели уникальную фресковую живопись и поклонились могилам Царевны Софьи Алексеевны, ее сестер и Царицы Евдокии Феодоровны.