Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Патриаршее богослужение в Дивеевской обители

Патриаршее богослужение в Дивеевской обители

01.08.2015

Патриаршее богослужение в Дивеевской обители

1 августа 2015 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

На соборной площади обители, у раки с честными мощами преподобного Серафима, принесенными из Свято-Троицкого собора, Предстоятель возглавил служение Божественной литургии.

Святейшему Владыке сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, митрополит Самарский и Сызранский Сергий, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Котласский и Вельский Василий, викарий Святейшего Патриарха епископ Солнечногорский Сергий, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, протоиерей Сергий Шалатонов, настоятель прихода в честь Живоначальной Троицы г. Нижнего Новгорода; архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода; духовенство Нижегородской митрополии.

Среди молившихся были настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) и настоятельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви, многочисленные паломники.

Также в храме присутствовали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е.В. Лебедев, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

Пел хор Серафимо-Дивеевского монастыря, регент – монахиня Елена (Царахова).

Богослужение транслировалось в прямом эфире региональной телекомпании ННТВ и телеканала «Союз», а также на мониторах, установленных на соборной площади.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Феодора Лукьянова, клирика храма Всех святых на Филевской пойме г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Мякинин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление преподобному Серафиму Саровскому и молитву у честных мощей святого.

Предстоятеля Русской Церкви приветствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который преподнес Его Святейшеству комплект из двух панагий и креста.

От лица насельниц обители Святейшего Владыку приветствовала игумения Сергия (Конкова), подарившая Предстоятелю икону преподобного Серафима Саровского, написанную сестрами обители.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим  с Первосвятительским словом: «Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем, 112-й годовщиной со дня прославления преподобного Серафима Саровского. Радуюсь возможности вновь посетить эту святую землю, поклониться цельбоносным мощам преподобного, помолиться вместе со всеми вами, еще раз увидеть дивную красоту сего святого места, которая гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. И хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет своими золотыми куполами, между одним и другим - между духовным подвигом и видимой красотой - огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что преподобный Серафим явил духовную красоту богоданной человеческой природы. И сегодня в апостольском чтении, в послании к галатам, мы слышали дивные слова апостола Павла: «А те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми». Преподобный Серафим распял похоть плоти и страсти. И, как результат, обрел ангелоподобную жизнь.

Что же такое похоть плоти? Мы часто употребляем слова, не очень-то задумываясь об их смысле. По учению святых отцов, похоть – это господство плоти над человеческим разумом, над волей. И над человеческими чувствами. Когда закон плоти торжествует, а закон духа отступает, вот это и есть похоть плоти. А почему апостол соединяет похоть плоти со страстьми? А страсть – есть видимое выражение господства плоти над человеческим духом. Существует столько страстей, сколько человеческих грехов. И все они так или иначе связаны с этим господством плоти над духом. Будь то гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие, наконец, ничем не стесняемые чувственные наслаждения. Все это проистекает от господства плоти над человеческим духом. А почему употребляется в нашем языке слово «страсть»? Ведь в прямом смысле страсть – это страдание. Читая Евангелие о страстях Христовых, мы понимаем, что речь идет именно о страдании. Употребление этого слова неслучайно, потому что похоть плоти приводит человека всегда к страданию. Никогда не приводит к подлинному счастью. И трагедия заключается в том, что какое-то сиюминутное проявление похоти мы иногда отождествляем со счастьем. Но те, кто Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми. Именно поэтому и учение Спасителя нашего является вечным и всепобеждающим, потому что оно открывает нам подлинную перспективу человеческого счастья. Хочешь быть счастливым? Стань вначале человеком. Научись управлять своей плотью, употребляй волю и разум, подчиняй физическое свое начало возвышенному, духовному началу, ведь это и есть человеческая жизнь. И тогда за этой жизнью открывается духовная перспектива блаженства, счастья и спасения. Был ли счастливым преподобный Серафим? Несомненно. Наверное, его никакой силой нельзя было снять с камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. Или переместить из его пустыни в центр крупного города, где люди услаждают свою плоть. Он бы просто не смог там жить. Его внутреннее состояние было несовместимо с тем, которое является для очень большого количества, если не большинства людей. Он был по-настоящему счастливым человеком, если мог в одиночестве тысячу дней и ночей молиться. Потому что силой духа можно преодолеть человеческую усталость, слабость, голод и жажду, но ведь это преодоление и помогает человеку подняться к небу, взлететь над повседневной суетой и скорбями. Неслучайно преподобный носил имя Серафима – огненного небожителя, пребывающего в общении с Богом где-то там, в неведомой для нас высоте, в тех мирах, которые от нас сокрыты, пока мы живы и пока находимся в теле. Он был подлинно пламенеющим Серафимом, и его внутренний мир был настолько богат, настолько прекрасен, что он был, действительно, глубоко счастливым человеком. Пример святого преподобного Серафима не может ограничиваться по влиянию на людей ни местом, ни временем. И мы, люди XXI века, владеющие многими совершенными способами устроения жизни, может, лучшей, чем у людей XIX века, понимаем в чем красота и сила, и немеркнущее притяжение образа святого преподобного Серафима. Дай Бог, чтобы его пример, чтобы его молитва простирались на всех нас. Особенно над молодежью. Именно в молодом возрасте нужно все это ясно понять, чтобы поставить пределы распространения похоти, чтобы она, как раковая опухоль, не съела здоровую жизненную ткань. И поэтому молитва наша сегодня преподобному Серафиму в первую очередь о нашей молодежи, о молодом поколении, которое сталкивается с огромными искушениями и соблазнами, и для которого преподобный Серафим может и должен быть немеркнущим примером победы духа над похотью плоти. И Дивеевский монастырь, так же как Саровская обитель, сохраняет свое великое значение для всей нашей Церкви и всего православного мира. Во-первых, потому что здесь мощи преподобного. Кроме того, потому что здесь, как нигде в мире, почитается его имя. И это постоянное молитвенное призывание великого старца земли Русской преображает человеческие сердца, создает особую духовную атмосферу, которую мы чувствуем, проходя через святые врата сей обители или идя по канавке преподобного. Я хотел бы молитвенно пожелать владыке митрополиту, матушке игумение, всем сестрам и всем нам, чтобы немеркнущая слава и духовная сила этого святого места сегодня, как в прошлом, притягивала к себе тысячи и тысячи человеческих сердец, которые, соприкасаясь с подвигом преподобного Серафима, обретают ясную и правильную перспективу своей жизни. Молитвами святого преподобного Серафима да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу, Нижегородскую землю и сию святую обитель».

Святейший Владыка поблагодарил митрополита Георгия за труды по окормлению Дивеевского монастыря и вручил юбилейные панагию и крест, созданные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Игумении Сергии (Конковой) Предстоятель передал старинную икону Божией Матери «Знамение».

Во внимание к трудам на благо Церкви и Отечества Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением.

 

Яндекс.Метрика