Выставка «Веры светлые оконца»
10 апреля 2015 г. в выставочном зале МФ «Усадьба Рукавишниковых» открылась выставка «Веры светлые оконца» (христианская мелкая пластика из собрания НГИАМЗ и Музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского), приуроченная к светлому празднику Пасхи. Главные экспонаты выставки – предметы медного художественного литья, иконы и складни, относящиеся к XII – началу XX вв.
Меднолитая пластика – кресты, иконы, складни, – крупное национальное явление русской художественной культуры. Она известна на Руси с XI в., в к. XVII – н. XVIII вв. получает необычайно широкое распространение в старообрядческой среде и не выходит из обихода до н. XX в. Существуя на протяжении многих столетий в среде православного населения России, имела духовное и конкретное функциональное назначение.
Впервые в таком объеме НГИАМЗ, совместно с музеем ННГУ, выставляет лучшие образцы богатой коллекции медной пластики и христианского искусства, некоторые из которых являются настоящими шедеврами. На выставке представлены редкие средневековые иконки-привески, обнаруженные на территории Нижегородской области в результате археологических работ. Особое место в экспозиции отведено иконам и складням со значимыми для русского православного человека образами Иисуса Христа и Богоматери в разной иконографии. Продемонстрированы и меднолитые иконы, датируемые в основном XVIII – XIX вв., с образами святых, чтимых всеми слоями населения России: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Бориса и Глеба, и особо выделяемых в старообрядческой среде: Параскевы Пятницы, Кирика и Улиты, Антипы Пергамского. Особо ценными предметами в коллекции медного литья НГИАМЗ являются представленные иконы с образами Николая Чудотворца, Архангелов из Деисусного чина работы Московской мастерской, а также большое Распятие мастерской с. Гуслиц Московской губернии. Иконы и складни в основном выполнены в технике медного литья, с использованием эмали по литью, серебрения и золочения. Меднолитые иконы в большинстве своем анонимны, что связано с религиозным понимаем своего ремесла мастерами, авторские надписи и клейма стали появляться во второй половине XIX в. на некоторых изделиях российских мастерских.
Центральные экспонаты выставки дополнены предметами мелкой пластики христианской тематики из других материалов: камня, кости, дерева, а также тканями и элементами облачения священнослужителей. Особое место в зале занимает фрагмент изразцового иконостаса второй половины XIX в. с образом Казанской Богоматери.
В открытии выставки принял участие наместник Вознесенского Печерского монастыря, член ученого Совета НГИАМЗ, заведующий филиалом НГИАМЗ – музея «Русского Патриаршества» в г. Арзамасе архимандрит Тихон (Затёкин).