Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

По местам жизни иеросхимонаха Мардария

По местам жизни иеросхимонаха Мардария

17.09.2016

По местам жизни иеросхимонаха Мардария

1.jpg
Вид на Макарьевский монастырь
2.jpg
Никольская церковь в селе Просек
3.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин), А.Н.Панин и иеромонах Макарий (Воронин) на колокольне храма в селе Просек
4.jpg
Протоиерей Владимир Антипин дарит о.Тихону (Затёкину) книги
5.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин в Никольской церкви села Просек
6.jpg
Иконостас Никольского храма села Просек
7.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин возжигают свечи в Никольском храме села Просек
8.jpg
Иеросхимонах Мардарий. Художник М.Важаев
9.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) совершает литию по отцу старца Мардария Афанасию
10.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) во время совершении литии у алтаря Никольского храма в селе Просек
11.jpg
Никольская церковь села Исады Лысковского района
12.jpg
Никольская церковь в селе Исады
13.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин у Никольского храма села Исады
14.jpg
В Никольском храме села Исады
15.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) и А.Н.Панин на могиле схиигумена Елисея (Филиппова) в селе Исады
16.jpg
Иеросхимонах Елисей. Лето 1940 г. Село Просек.

17 сентября 2016 года действительные члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) совершили историко-краеведческую экспедицию по местам жизни и служения известного Нижегородского подвижника благочестия иеросхимонаха Мардария.

Председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, член Союза писателей России и Союза краеведов России Александр Николаевич Панин и наместник Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) на протяжении двух лет активно занимаются изучением жизненного пути и служения на благо Русской Православной Церкви иеросхимонаха Мардария.

С начала 2015 года в рамках совместного издательского проекта Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» проводится тщательное исследование жизни и трудов отца Мардария.

В настоящее время большой творческий коллектив под руководством архимандрита Тихона и Александра Николаевича Панина завершает исследование выявленных новых уникальных архивных материалов, повествующих о подвижнических трудах старца Мардария.

В течение 2015-2016 гг. были проведены глубокие исследования на базе архивных хранилищ. Особое внимание было уделено Центральному архиву Нижегородской области; Нижегородскому Государственному историко-архитектурному музею-заповеднику; Нижегородской Государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И.Ленина; Отделу рукописей Российской Государственной библиотеки; Российскому Государственному архиву древних актов; Российскому Государственному историческому архиву; Государственному архиву аудиовизуальной документации Нижегородской области и Церковно-археологическому музею Нижегородской епархии.   

Было обследовано и изучено большое количество дел, среди которых обнаружено более 200 уникальных документов, посвященных жизни иеросхимонаха Мардария. На основании обнаруженных документов проанализировано его служение в Свято-Троицком Макарьево-Желтоводском монастыре (ныне женский монастырь) и Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, изучены все дореволюционные публикации, а также метрические книги и источники, повествующие о местах его жизни и служения.

Преосвященный Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, услаждаясь его голосом, называл его «Печерским соловьем».

Старец и духовник Нижегородского Печерского монастыря иеросхимонах Мардарий, в малой схиме Макарий, а во святом крещении – Меркурий, родился около 1778 года в селе Просек Макарьевского уезда Нижегородской губернии в православной русской семье некоего Афанасия, причетника местного храма во имя святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.

Из «Очерка…» архимандрита Феофила становится известно, что Меркурий еще в отрочестве «любил посещать Макарьевский Желтоводский монастырь, в 8-ми верстах от села Просека», где даже «имел вход в келии некоторых старцев, и учился от них чину монашеского жития».

Старец всю свою многотрудную жизнь пребывал в трудах, это был поистине светильник, который горел день и ночь, это был истинный утешитель, с любовью помогавший в телесных и душевных недугах, всем приходящим к нему за советом и помощью.  

Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон уже совершали несколько краеведческих экспедиций, направленных на изучение жизненного пути старца, и в этот раз было принято решение побывать в тех местах, где возрастал телом и укреплялся духом на радость Церкви и Отечеству будущий старец Мардарий.

Малая родина старца, место, где он появился на свет – село Просек – существует и сегодня, входит в состав Лысковского района Нижегородской области.

Об истории села известно немного и название его, очевидно, обусловлено географическим положением этого словно бы затерянного где-то на бескрайних поволжских просторах населенного пункта.

Макарьевский же уезд как административно-территориальная единица в составе Нижегородского наместничества, а с 1802 года – выделенной из его состава Нижегородской губернии (в Российской Империи, недолго – также в РСФСР) был образован в 1779 году в ходе административной реформы Императрицы Екатерины Великой.

Уездным городом (центром) был определен город Макарьев. В 1920 году центр уезда был перемещен в город Лысково, а уезд (впоследствии называемый уже районом) – переименован в Лысковский. Основную часть населения этих мест в те времена (как и поныне) составляли великороссы, проживали здесь также православные в большинстве своем марийцы и мордва.

Город (до 1925 г. – село) Лысково находится в 90 километрах к востоку от Нижнего Новгорода по шоссе Москва – Казань и 65 километрах от станции Кстово вблизи реки Волги, насчитывает около 25 тысяч жителей.

С начала XVIII века Лысково – один из крупнейших в России центров хлебной торговли. Здесь развивались кустарные промыслы: производился инструмент, якоря, колокольчики, пуговицы, игольный товар, шкатулки с секретными запорами, замки. В 1711 году в Лыскове был возведен Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и трапезной палатой. Этот собор, стоящий на своем месте и сегодня, является древнейшим из дошедших до нас архитектурных памятников Лыскова. 

Сегодня город Лысково является одним из индустриальных центров Нижегородской земли.

Свято-Никольский храм села Просек, ставший некогда духовной колыбелью будущего старца Мардария, является, по всей видимости, древнейшим строением села Просека.

По архивным документам «оная Николаевская церковь деревянная, утварью удовольствованная, уже не новая, да и не слишком ветхая, в 1711 году построенная без приделов. Вторая, теплая, во имя преподобного Алексия человека Божия, построенная в 1760 году».

Ведомости о Николаевской церкви Макарьевского уезда села Просека за 1832 год сообщают уже более подробные сведения. Из них, в частности, становится известно, что: «[Эта церковь] Построена… тщанием прихожан»; Зданием деревянная с таковою же колокольнею. Крепка; Престол в ней один; Холодная, во имя святителя и чудотворца Николая; Утварью достаточная; Земли при сей церкви усадебной три десятины, пашенной и сенокосной тридцать десятин… сами священнослужители сею землею владеют; Домы у священно- и церковнослужителей собственные деревянные, на церковной земле; На содержание священно- и церковнослужителей постоянного оклада не получается, содержание их посредственно; Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких не имеется; Расстоянием сия церковь от Консистории 60 верст, от местного благочинного 18 верст; Приписной к сей церкви нет; Домовой церкви нет; Кошельковой суммы за расходом состоит на лице шестьсот сорок девять рублей восемнадцать копеек; свечного дохода за весь год сто семьдесят один рубль… за прошлый год сто осьмдесять рублей и десять копеек».

Как следует из метрических книг, было еще в ту пору при Никольской церкви кладбище – среди прочих, на нем похоронены и некоторые члены семьи Меркурия.

Из других интересных подробностей можно установить, что в указанное время в Просеке имелось «дворов 173, душ 693», из них – «раскольников 12 человек».

В 1854 году был возведен новый каменный Никольский храм с приделами во имя Смоленской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия.

Ближайшими к Никольской по расстоянию церквами были храмы в селах: Мазе – «в двух верстах», Коробихе – «в восьми верстах», Асташихе – «в девяти верстах», Трофимове – «в восьми верстах»; прихожанами Никольского храма были «села Просека и деревни Ушаковки вотчины графа Николая Николаевича Головина крестьяне и «деревни с оселка вотчины господина берг-коллегии советника Павла Григорьевича Демидова крестьяне».

Известен следующий пример поразительного бескорыстия и чистосердечия будущего старца: «Однажды похитили у него лошадь. Следов похищения никаких не было; но Промысл Божий открыл хищника. Меркурию нужно было посетить одного родственника, и вот, на дороге к Арзамасу, увидел одного крестьянина, ехавшего навстречу ему на похищенной лошади. Крестьянин смутился, увидев хозяина лошади, и не знал, что делать. Но Меркурий успокоил его: “Не бойся и не скорби, брат”, – сказал он ему; “мне лошадь теперь не нужна. Она твоя. Об одном только прошу тебя: впредь не бери чужого, – а приобретай хлеб насущный собственными трудами”. Изумленный таким великодушием, похититель обещался исполнить его наставление и подтвердил обещание крестным знамением и призыванием в свидетели Бога».

Меркурий был женат, но по прошествии недолгого времени его супруга Стефанида преставилась «в цвете лет». Известно, что случилось это в апреле 1827 года, когда ей было 44 года [соответственно, родилась она примерно в 1783 г., будучи на несколько лет старше Меркурия]. Также можно установить, что умерла Стефанида своей смертью, незадолго до кончины была «приобщена приходским священником» и погребена на местном кладбище. Похоронив и оплакав любимую супругу, Меркурий устроил жизнь своих уже взрослых детей. Никогда, очевидно, не оставлявший мыслей о принятии монашества он «увидел во сне Узорешительницу, которая сказала ему: теперь ты свободен; дети не будут связывать тебя». По преданию, устроив последние свои мирские заботы, «он сказал: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже, и с сими словами поспешил… вступить в число послушников Макарьевского Желтоводского монастыря».

Примечательно, что после всех драматических в истории нашей страны событий XX века Никольский храм в Просеке сохранился неразоренным до наших дней – один на всю округу. Однако всероссийская Голгофа не обошла его стороной – в 1920-х годах в этой церкви служил священномученик Вениамин Ксенофонтович Владимирский – земляк старца Мардария, уроженец Нижегородской земли.

Действует Никольский храм и в наши дни. Сегодня этот приход окормляет находящуюся по соседству исправительную колонию № 16, а также регулярно выпускает малотиражное информационно-просветительское издание «Свет Православия».

Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон посетили село Просек, где побывали в храме во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского, вознеся свои молитвы об упокоении иеросхимонаха Мардария.

Членов ИППО Никольский храм встретил перезвоном колоколов. У входа в церковь  их приветствовал клирик храма иеромонах Макарий (Воронин), в сопровождении которого о. Тихон и А.Н. Панин поднялись на колокольню и лицезрели виды Великой Русской реки Волги. Спустившись с колокольни, их приветствовал настоятель храма протоиерей Владимир Антипин и преподнес им на память о посещении храма духовную литературу. Поблагодарив настоятеля за теплый прием, члены ИППО помолились  у всех храмовых святынь.

У алтаря храма архимандрит  Тихон совершил литию по приснопоминаемым иеросхимонаху Мардарию, его отца Афанасия и его супруги Стефаниды.

Далее путь лежал к находящемуся неподалеку купеческому селу Исады, расположенному напротив древнего Макарьевского Желтоводского монастыря. Спустившись с высокого берега к подножию Волги, на котором и расположено село, члены ИППО направились к Николаевскому храму. Отец Тихон и А.Н. Панин осмотрели храм и произвели фотофиксацию росписей и самого строения.

Целью посещения этого села была могила известного в Нижегородском крае, последнего насельника Вознесенского Печерского монастыря  схиигумена Елисея (Филиппова). На могиле старца о. Тихон так же совершил заупокойную литию.

В следующем 2017 году исполняется 160 лет со дня рождения схиигумена Елисея (1857 -1942 гг), и члены ИППО приняли решение в рамках совместного проекта «Возвращение памяти» изготовить гранитное надгробие с крестом  на могиле приснопоминаемого старца.


Яндекс.Метрика