Возложение цветов на могилу Преосвященного епископа Вениамина
16 августа 2016 года действительные члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) в рамках программы «Возвращение памяти» посетили Московское Ваганьковское кладбище и помолились на могиле архиепископа Вениамина (Муратовского).
В год 110-летия со дня основания Сергиева скита Императорского Православного Палестинского Общества (1906-2016 гг.) действительные члены Общества Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон посетили Московское Ваганьковское кладбище. На кладбище погребен председатель Калужского отдела ИППО, приложивший много усилий к созданию и процветанию Сергиева скита, основанного в память патриота Святой Руси Великого Князя Сергея Александровича, Высокопреосвященный Вениамин (Муратовский).
Действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей России) и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППП, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) активно работают над различными совместными издательскими проектами.
В 2012 году в городе Калуге состоялась презентация книги А.Н. Панина «Сергиев скит Калужского отдела ИППО», над которой автор трудился много лет. Большую помощь в работе над книгой оказал архимандрит Тихон.
В ближайших планах издать новую книгу, посвященную истории этого скита, так как за последние годы накопился большой фактологический и биографический материал, посвященный как истории обители, так и его насельникам.
А.Н. Панин и архимандрит Тихон посетили Ваганьковское кладбище в рамках программы «Возвращение памяти», возложили цветы на могилу Владыки Вениамина.
Василий Антонович Муратовский (будущий архиепископ Вениамин) родился 18 апреля 1855 года в Казанской губернии в семье священника. В 1877 году он с отличием окончил Казанскую Духовную семинарию. С 1 декабря 1877 года – священник Казанской Духосошественской церкви. Овдовев, по рекомендации архиепископа Казанского Палладия (Раева) в 1892 году поступает в Казанскую Духовную академию, которую оканчивает в 1896 году со степенью кандидата богословия. В 1896 году был пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
26 октября 1897 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) с сонмом архиереев. С 3 декабря 1898 года – епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Первой самостоятельной кафедрой Преосвященного Вениамина становится древняя Калужская земля, куда он был назначен в 1901 году и которую занимал до 1910 года.
Из организационных начинаний, предпринятых епископом Вениамином на Калужской кафедре, особо отметить следует создание комиссии для экзаменации ставленников. Отныне кандидат на священство кроме аттестации знаний по семинарской программе был обязан сказать проповедь в присутствии архиерея и провести образцовый урок по Закону Божию. Кандидат же во диакона был обязан сдать экзамен за курс Духовного Училища, провести пробный урок по общеобразовательным предметам в образцовой школе при КДС, а также выучить законы церковного письмоводительства. При всем этом к экзаменам допускались все желающие, независимо от образования и сословного происхождения.
С самого первого дня пребывания на Калужской кафедре Преосвященный Вениамин возглавил Калужский отдел Императорского Православного Палестинского Общества. И как раз на эти годы пришлись наиболее значимые события в жизни Калужского отдела.
В 1904 году в Калуге Преосвященный встречал и сопровождал по городу председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого Князя Сергея Александровича, почетных членов ИППО Императора Николая II и Великого Князя Михаила Александровича.
В 1906 году, вскоре после трагической гибели Великого Князя Сергея Александровича, Преосвященный Вениамин горячо поддержал инициативу основания Сергиева скита. В дальнейшем Владыка стал деятельным покровителем строительства скита и его первого настоятеля, действительного члена Калужского отдела ИППО иеромонаха Герасима (Гаврилова). Именно Преосвященный Вениамин стал инициатором идеи строительства именно монастыря в память Великого Князя, во всем поддержав иеромонаха Герасима (Гаврилова), разглядев в нем будущего неутомимого труженика и проповедника.
31 декабря 1910 года он был назначен на Симбирскую кафедру с титулом Симбирского и Сызранского.
Преосвященный Вениамин запомнился калужанам своей добротой, любвеобильностью, простотой, отзывчивостью, скромным поведением, участием во всех благотворительных начинаниях и постоянной заботой привлечь духовенство к более широкой и энергичной деятельности. Именно Владыка Вениамин стал подлинным защитником и покровителем идеи строительства Сергиева скита, делу которого он отдавал все свои силы, он был деятельным председателем Калужского отдела ИППО и своим личным участием привлек немало жертвователей на благо этой святой обители. На молитвенную память от калужан при прощании Преосвященному Вениамину была преподнесена икона святого Вениамина, Киево-Печерского Чудотворца, написанная московским иконописцем Александром Александровичем Глазуновым.
19 января 1911 года Владыка Вениамин отправился к своему новому месту служения. В 1915 году он стал архиепископом, участником Всероссийского Поместного Собора. В ноябре 1918 года был председателем Сибирского церковного совещания, участники которого поддержали белое движение. В 1918–1920 годах – член Временного Высшего церковного управления (ВВЦУ) в Омске, активно содействовавшего деятельности Верховного правителя адмирала А.В. Колчака.
В феврале 1920 года был арестован органами советской власти в Новониколаевске, приговорен к расстрелу, но через несколько месяцев освобожден. С 13 июля 1920 года – архиепископ Рязанский и Зарайский.
К великому сожалению, в 1922 году Владыка Вениамин (Муратовский) присоединился к обновленческому движению. В июле 1923 года, вскоре после того как он принес покаяние Патриарху Московскому и всея Руси Тихону за пребывание в обновленческом расколе, был арестован ОГПУ и экстренно увезен в Москву.
Вскоре вновь присоединился к обновленческому расколу и уже 26 июля 1923 года принимал участие в заседании раскольнического синода.
Был почетным членом президиума обновленческого собора 1923 года, хотя и не принимал активного участия в его работе по болезни.
По словам А.Э. Краснова-Левитина, «старый архиерей, он был рукоположен 25 октября 1897 года в соборе Александро-Невской лавры, ровно через шесть дней после того, как в том же самом храме был рукоположен во епископа тридцатидвухлетний архимандрит Тихон (будущий Патриарх). Отличительной чертой митрополита Вениамина (Муратовского), которому в 1925 году было 72 года, являлась (на всех этапах его долгой жизни) почти детская безмятежность, а между тем жизнь его отнюдь не была тихой и спокойной. И этот-то тихий, мирный человек попал в самый центр революционного водоворота. И сюда, в тихую волжскую заводь, пришла гражданская война. Архиепископ уехал с отступавшей Колчаковской армией. Доехал до Урала. Попал в руки красных. И тут начинается кошмар. То его сажали, то выпускали, то опять сажали и грозили расстрелом. Наконец Патриарх Тихон назначил его в 1920 году на Рязанскую кафедру, и здесь его застала церковная смута. Мягкий и уступчивый, владыка признал живоцерковное Высшее Церковное Управление. Затем, после выхода из заключения Патриарха Тихона, тотчас перешел к Патриарху. Однако вновь был арестован. Тучков имел с ним «дружеский» разговор, после которого архиепископ был освобожден, вновь признал обновленчество, вошел в обновленческий синод и получил громкий титул митрополита Ленинградского.
В то время, когда я впервые увидел владыку, он был Председателем Священного Синода, т. е. юридическим главой обновленческой церкви. Постоянно он курсировал между Питером и Москвой, очень часто совершал торжественные богослужения в соборах. Ни для кого, однако, не было секретом, что никакого влияния он не имеет. К нему у церковных людей было смешанное чувство уважения и жалости. Первое впечатление – ожившая картина: окладистая, белая, как у деда Мороза, борода, белые, пушистые кудри до плеч, белая, с розоватым отливом, мантия, белый клобук.
До 1925 года он жил в лавре, в традиционных митрополичьих покоях. Осенью 1925 года выселили, переехал на Васильевский. Поселился на 9-ой линии, в небольшой частной квартирке. Старая, подслеповатая женщина ему прислуживала. И под пышным облачением, под величественной внешностью, угадывался старый, одинокий, несчастный человек. Вот проходит он по храму в шелковой архиерейской рясе, в белом клобуке. Благословляет. А из-под рясы выглядывает манжет от рубахи не первой свежести, видимо, с оторванной пуговицей, болтающийся вокруг худой, жалкой, старческой руки.
Добродушный, мягкий как ребенок, он иногда прикрикнет на иподиакона, сделает резкое замечание – и на миг проглянет когда-то властный архиерей, но тотчас осядет, сникнет, станет опять мягким и ласковым.
6 мая 1929 года он умер под Москвой, на своей даче. Но и со смертью митрополита его мытарства не кончились. Его, как первоиерарха обновленческой церкви, должны были отпевать в храме Христа Спасителя. Но в последний момент власти не разрешили торжественного отпевания (они и мертвецов не оставляли в покое) – повезли его отпевать на Ваганьково кладбище. Здесь, около храма, он был похоронен».
Преосвященный Вениамин умер в сане обновленческого митрополита (правда есть версии, что он все-таки принес перед смертью покаяние). Похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москве у храма Воскресения Словущего.