В Верхотурском Николаевском монастыре освящены памятные доски
В Верхотурском Николаевском монастыре освящены памятные доски
св. преподобномученице Великой княгини Елисавете Феодоровне и архимандриту Ксенофонту (Медведеву)
31 декабря 2017 года, в день памяти святого праведного Симеона Верхотурского – небесного покровителя уральской земли, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии, а также многочисленное духовенство Екатеринбургской митрополии. По окончании богослужения митрополит Кирилл обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поздравил всех с праздником дня памяти праведного Симеона, а также с наступающим Новым годом. По завершении богослужения преосвященные архиереи совершили молебен на Новолетие с коленопреклоненными молитвами, после чего приложились к мощам святого Симеона.
После Божественной литургии действительный член Екатеринбургского отделения ИППО, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил освящение памятных досок установленных при входе в Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря, изготовленных по заказу заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО, настоятеля Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) в рамках проекта «Возвращение памяти. История Православного Палестинского Общества в регионах».
Памятные доски установлены на входе в храм: справа от входа расположена табличка, посвященная архимандриту Ксенофонту, а слева от входа – преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне.
«Освящяется памятная доска строителя сего собора во имя Воздвижения Креста Господня архимандрита Ксенофонта (Медведева) в память столетия со дня избрания его настоятелем Свято-Николаевской обители в 1906 году и вступления его в том же году в члены Екатеринбургского отделения Императорского православного палестинского общества, в лето от Рождества Христова 2017 месяца декабря 31 (18) дня» – гласит надпись на памятной доске.
Как отмечается в архивах монастыря, судьба отца Ксенофонта после октябрьского переворота сложилась так же, как и судьба многих других священников – тех, которые остались честными людьми и не предали веру. Он был арестован в 1920 году, затем выпущен на свободу, опять арестован в 1921 году, и был в заключении до конца 1922 года, затем – новый арест в 1925 году, осуждение по «делу монахов Верхотурского Николаевского монастыря» и заключение до 1929. В промежутках между арестами архимандрит Ксенофонт продолжал служение, он оставался бессменным архимандритом Николаевского монастыря до 1925 года, когда монастырская община была окончательно закрыта.
Последний арест произошел в 1931 году, а в 1932-м отец Ксенофонт, в числе 140 человек – монахов и священнослужителей – был осужден по «делу епископа Алексия (Кузнецова), архимандрита Ксенофонта (Медведева) и др.» Архимандрит Ксенофонт был приговорен к 3 годам заключения, работал на строительстве Беломорканала. В 1933 году был досрочно освобожден и выслан на оставшийся срок в Северный край, отбыв там еще несколько лет, был отправлен в Петропавловск в Казахстане, где и скончался, имея от роду больше 80 лет.
Свято-Николаевская Верхотурская обитель свято хранит память и о посещении монастыря Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
«В память о пребывании 16 июля 1914 года в сей Свято-Николаевской Верхотурской обители Ее Императорского Высочества и Великой княгини Елизаветы Федоровны и в ознаменование 135-летия со дня учреждения Императорского православного палестинского общества, лета от Рождества Христова 1917 года месяца декабря 31 (18) дня» – написано на второй табличке, освященной в этот день Высокопреосвященным владыкой.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл поблагодарил архимандрита Тихона (Затёкина) за его дар Верхотурской обители: «Благодарю сердечно, Высокопреподобнейший дорогой отец Тихон, за действенную память о Верхотурской обители...»