Посещение выставки «Император Николай II. Семья и престол»
17 ноября 2018 года члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) в рамках совместного
выставочного проекта посетили выставку «Император Николай II. Семья и престол»
Действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей и Союза краеведов России, заместитель директора по научной работе историко-исследовательского центра «Архивное дело») и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) посетили выставку «Император Николай II. Семья и престол», подготовленную Государственным Историческим музеем.
Архимандрит Тихон и А.Н. Панин внимательно осмотрели интереснейшую выставку, посвященную семье последнего Императора.
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения и 100 лет гибели последнего российского Императора Николая II (1868‐1918). Об этом монархе написаны тысячи книг, сняты сотни документальных фильмов, подготовлены десятки выставок в России и за ее пределами.
Подготовленная музеем экспозиция носит исключительно документальный характер и предоставляет возможность посетителям выставки «взглянуть» на жизнь российского монарха и его семьи как бы через объектив фотокамеры.
Как известно, Император и члены его семьи испытывали совершенно особые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры и с увлечением снимали друг друга и приближенных лиц (к сожалению, в собрании музея сохранилось всего лишь несколько фотографий, исполненных членами Царской семьи). Государя Николая II почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, зафиксировавшие чуть ли не каждый день его 23‐летнего правления (основная заслуга принадлежала владельцу ателье «К. Е. фон Ган и Кº» придворному фотографу А.К. Ягельскому).
В коллекции музея представлено более 750 снимков из жизни последнего российского императора, многие фотографии происходят из Царскосельских и Петергофских дворцов, из личных покоев Царской семьи, что придает им особый мемориальный статус.
Выставка делится на разделы: семейный, официальный и мемориальный. Первые разделы свидетельствуют о двух «функциях» Императора Николая II: главы семьи и правителя огромной Империи. Здесь показано около 300 снимков, исполненных в 1870‐е – середине 1910‐х годов ведущими отечественными и иностранными мастерами светописи (К.К. Буллой, С.Л. Левицкими, А.И. Савельевым, Ф.П. Орловым, М.И. Грибовым, А.А. Оцупом, К.А. Фишером, ателье «Буассонна и Эгглер», «К.Е. фон Ган и К°»).
Также экспонируются автографы и письма Императора Николая II, некоторые этапные документы (Манифест о рождении, меню обеда по случаю совершеннолетия Цесаревича Николая Александровича, Объявление о коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны).
Семейный раздел выставки подразделяется на следующие темы: «Великий князь. Цесаревич. Император», «Ники и Аликс», «Царские дети. ОТМА», «Царские дети. Алексей», «В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша». Особый акцент сделан на фигуре Цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына Государя Николая II, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей Императорской семьи.
В официальном разделе экспозиции показаны фотографии, запечатлевшие Императора Николая II во время встреч с главами иностранных государств (английским королем Эдуардом VII, германским императором Вильгельмом II, сиамским королем Рама V, французскими президентами Арманом Фальером и Феликсом Фором), во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны.
Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Император Николай II – коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).
Впервые широкой публике представлен большой парадный портрет Николая II, исполненный знаменитым художником Л.С. Бакстом в 1895 году в Париже. Произведение никогда ранее не экспонировалось, и было специально отреставрировано к выставке. В экспозиции также представлены живописные портреты Их Величеств Николая II и Александры Феодоровны работы Г.М. Манизера и А.В. Маковского, серия акварелей Н.Н. Каразина, Н.С. Матвеева и А.И. Шарлеманя.
Из мемориальных вещей показаны мундиры Императора Николая II и Цесаревича Алексея; Императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Императрице Александре Федоровне на Пасху 1917 года; бронзовая рамка с акварельным портретом Цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос; рисунки Их Величеств Николая II, Александры Федоровны и их детей.
Эмоциональным завершением экспозиции служит небольшой зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены 7 стел с фотографическими портретами Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны, Цесаревича Алексея Николаевича, Великой княжны Ольги Николаевны, Великой княжны Татьяны Николаевны, Великой княжны Марии Николаевны и Великой княжны Анастасии Николаевны, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
В истории существует множество мифов. Есть мифы положительные, но есть и отрицательные, даже разрушительные. И эти разрушительные мифы создаются для строго определенных целей, определенными людьми. Мифы, созданные для разрушительных целей, бывают иногда настолько устойчивы в людском сознании, что их со временем воспринимают как истину.
Удивительно точно сказал о подвиге Царской Семьи Пьер Жильяр: «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою Родину, – они умерли мучениками за все человечество». Это страшное преступление в отношении Царской Семьи положило начало всем дальнейшим злодеяниям.
Всем нам еще предстоит внимательно разобраться в том, что же произошло в марте 1917 года. Было ли Государево «отречение» таким, каким его нам преподносят уже много лет? Отрекался ли Государь от престола? Не зря посол США в России Д.Р. Френсис назвал переворот 1917 года «самой изумительной революцией в истории».
Архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин внимательно осмотрели все представленные экспонаты и произвели пересъемку части уникальных предметов.
Также члены ИППО обсудили совместные выставочные проекты на 2019 год, которые будут представлены для зрителей в Нижнем Новгороде силами Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и историко-исследовательского центра «Архивное дело» при участии Московского областного и Нижегородского отделений ИППО.