Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

В Новоспасском монастыре

В Новоспасском монастыре

04.06.2018

В Новоспасском монастыре

2 июня 2018 года члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) посетили Московский Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, где помолились на могиле Великого князя Сергея Александровича и обсудили ближайшие планы по изучению жизни священномученика Макария (Гневушева).   

Ежегодно действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей России) и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) посещают эту древнюю обитель Москвы.

Новоспасская обитель, расположенная в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки, известна своей тесной связью с Домом Романовых. Его великолепный архитектурный ансамбль сформировался в XVII-XVIII веках. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти Дома Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646-1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Никон.

В подклети Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие, Нарышкины и другие представители высшей знати допетровского времени.

За время своего правления последний Государь Император Николай II трижды посещал Новоспасский монастырь. В 1900 году при посещении обители Государем Императором было принято решение об устройстве храма в честь преподобного Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых. Храм был устроен на средства обители.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти: здесь находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1920-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший две трети территории обители, где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви.

В 1902 году было совершено освящение храма в присутствии председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Освящение совершил митрополит Московский и Коломенский, Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), почетный член ИППО.

Именно в наше время усыпальница Романовых приняла останки Великого князя Сергея Александровича (1857-1905 гг.), убитого террористом Каляевым в Кремле. 10 февраля, в день отпевания Великого князя, с ним прощалась вся Москва, а вместе с нею и вся Россия. Великий князь был погребен в Кремле, в древнем Чудовом монастыре в склепе специально построенного храма-усыпальницы в честь преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Его Высочества.

На месте мученической кончины Его Высочества, 5-й гренадерский Киевский полк на свои средства водрузил белый памятный крест. К подножию креста люди начали класть деньги, и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, назначенная шефом полка по кончине супруга, выразила желание, чтобы на эти средства был сооружен новый крест-памятник.

2 апреля 1908 года после Богослужения в храме-усыпальнице, состоялось освящение креста, выполненного по проекту выдающегося художника В.М.Васнецова.

Крест этот простоял недолго и был снесен, по воспоминаниям В.Д.Бонч-Бруевича, при участии В.И.Ленина 1 мая 1918 года.

Однако могила Великого князя в Чудовом монастыре сохранилась, оказавшись попросту утерянной на долгие годы. Монастырь в 1929 году снесли, а о захоронении Его Высочества забыли.

Только через много лет, в 1985 году, «во время ремонта брусчатого покрытия перед зданием на Ивановской площади», случайно в провале был обнаружен склеп Великого Князя Сергия Александровича. В нем нашли останки покойного в прекрасно сохранившемся военном мундире, но гробницу тогда поскорее полностью засыпали песком.

17 сентября 1995 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки Его Высочества Сергея Александровича были перенесены при большом стечении народа в Новоспасский монастырь, в храм преподобного Романа Сладкопевца. На территории Новоспасского монастыря в прежнем виде был восстановлен и крест.

Руководители благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин, Семен Яковлевич Ваксман и архимандрит Тихон (Затекин) постоянно посещают Новоспасскую обитель, принимают участие в конференциях, круглых столах, праздничных мероприятиях, посвященных членам Дома Романовых, а также новомученикам и исповедникам Российским.

Несколько раз в год А.Н. Панин, С.Я. Ваксман и отец Тихон возносят молитвы на могиле патриота Святой Руси Великого Князя Сергея Александровича, возлагают цветы к подножию его погребения.

В 2011 году благотворительным фондом «Возрождение культурного наследия» была переиздана книга А.Г. Авчинникова «Великий князь Сергей Александрович», а в 2013 году совместными усилиями с Нижегородским Вознесенским Печерским монастырем осуществлено издание уникального альбома «Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович».

Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон посетили обитель в рамках работы над совместными издательскими проектами, посвященными Августейшим супругам, а также священномученику Макарию (в миру Михаил Васильевич Гневушев).

Будущий святитель родился в 1858 году в Симбирской губернии. В 1908 году, вскоре после смерти жены, он принял монашество с именем Макарий. В этом же году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь.

Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Ивана Восторгова.

Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был членом правления Русского Монархического Собрания, в котором часто выступал с докладами.

В 1909 году был переведен настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Большое внимание уделял организации общенародного пения во время богослужений, считая его средством повышения интереса прихожан к посещению храмов и борьбы с влиянием сектантов.

Был членом организационного комитета по созыву Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 года, выступал с приветственной речью при его открытии. В мае 1912 года товарищ председателя пятого Всероссийского съезда русских людей в Петербурге. В 1912 году председатель предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную Думу.

11 июля 1914 года был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В ноябре 1915 года выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов.

С января 1917 года – епископ Орловский и Севский. 26 мая 1917 года уволен на покой с назначением «управляющим, на правах настоятеля, Вяземским Спасо-Преображенским монастырем Смоленской епархии». 12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.

Епископ Макарий (Гневушев) был расстрелян чекистами 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» в пригороде Смоленска.

По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговоренных к смерти были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых. Епископ Макарий был застрелен последним. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.

А.Н. Панин и отец Тихон вознесли свои молитвы у памятного креста, осмотрели памятник двум Государям – Царю Михаилу Феодоровичу и святому Страстотерпцу Императору Николаю II, посвященный 400-летию Дома Романовых, новые экспонаты музея, расположенного в храме преподобного Романа Сладкопевца, и помолились у могилы Его Высочества Великого князя Сергея Александровича.

В настоящее время идет сбор материалов, посвященных личности священномученика Макария (Гневушева), члена Императорского Православного Палестинского Общества.

Большой коллектив архивистов историко-исследовательского центра «Архивное дело» под общим руководством архимандрита Тихона и Александра Николаевича Панина исследует архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Вязьмы.

Выявлено и систематизировано уже более 600 уникальных документов, освящающих жизнь святителя и мученика за веру Христову.

Итогом этой работы станет альбом, посвященный трудам священномученика Макария (Гневушева) во имя России и Русской Православной Церкви.

Яндекс.Метрика