Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

И образ, и образец

И образ, и образец

17.09.2019

И образ, и образец

Подражать святым: как, кому — и реально ли это?

Привычно обращаясь к святым, молясь перед их иконами, мы чаще всего не задумываемся, какой трудный путь пришлось пройти угодникам Божиим, имеющим ныне духовные дары подавать нам молитвенную помощь. Их жития для каждого христианина служат своеобразными руководствами для жизни, но чтобы чтение было полезным, необходимо иметь ясное представление о том, кого и за что мы называем святыми. На вопросы наших читателей отвечает настоятель нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель комиссии по канонизации Нижегородской епархии архимандрит Тихон (Затёкин).

— Каковы условия канонизации человека в наши дни?

— Если речь идет о подвижнике благочестия, который совершал духовные подвиги до 1917 года, критерии канонизации следующие: почитание его при жизни и далее, в том числе и в период советской власти, то есть эти угодники Божии не были забыты в годы гонений на Церковь. Люди посещали могилу подвижника, хранили память о нем. Второе условие — чудотворения, происходившие при его жизни или после земной кончины.

Если мы говорим о священнослужителях и мирянах, ставших жертвами репрессий в XX веке, то в таких случаях изучаются следственные дела, которые находятся в архивах. Бывают случаи, когда документов нет, потому что человека расстреляли без суда и следствия — тогда изучаются свидетельства людей.

Затем с собранными материалами знакомятся священники из комиссии по канонизации, они слушают доклад того, кто изучал следственное дело. Если подтверждается, что священник, монах или мирянин, вопрос о канонизации которого решается, на допросах вел себя стойко, мужественно, не называл фамилий, не давал свидетельских показаний, которые могли бы навредить другим людям, тогда этот человек становится кандидатом на прославление как новомученик. Если были выявлены иные факты, комиссия выносит отрицательное решение, что не означает осуждения этому человеку. Мы всегда должны помнить о том, что подобные признания могли быть получены с помощью как физического насилия, так и психологического давления.

В отношении подвижников, живших в 1940‑е годы и позже, например, когда речь идет о монахе-старце, комиссия может рассмотреть вопрос о его прославлении по истечении 45 лет после смерти. На основе изученных материалов комиссия по канонизации подает прошение правящему архиерею, а тот, рассмотрев его, в свою очередь обращается в Синодальную комиссию по канонизации святых.

Часто в епархиальную комиссию по канонизации обращаются люди, которые хотели бы увековечить память о своем предке-священнике. У комиссии есть и своя база, мы постоянно работаем с архивными документами. Это наша обычная будничная деятельность. Сейчас у нас около 500 кандидатов на прославление.

— В житиях многих святых часто можно прочесть, что угодников Божиих не трогали дикие животные, что они не испытывали физических мучений, когда их подвергали пыткам. Возможно ли это?

— Невозможное человекам возможно Богу. Человек не может не испытывать мучений, потому что состоит из плоти и крови. Но по вере некоторых великих подвижников, а главное — для вразумления тех, кто видел их страдания, иногда могли нарушаться и эти законы естества. В том и состоит подвиг мучеников, особенно живших в первые века христианства, что они претерпевали любые испытания независимо от того, насколько страшными были их страдания. И когда люди, которые находились рядом, видели их подвиги, они понимали, насколько сильна вера этого подвижника, вопреки всему не отказавшегося от нее, и сами обретали веру во Христа.

— Прочла книгу об известном преподобном, в которой многие сюжеты из его жития трактуются в сугубо реалистическом ключе. Как относиться к подобной литературе?

— Для православных людей авторитетом являются Священное Писание и Священное Предание, к которым мы относимся с одинаковым благоговением. Прочую же литературу следует воспринимать сквозь призму того и другого.

Мы можем прочитать, например, что святитель Василий, епископ Рязанский, из Мурома уплыл на своей мантии. Люди светские, далекие от Церкви скажут: «Это нереально». Или святитель Иоанн, епископ Новгородский, летал на бесе в Иерусалим…

Для верующего человека сомнений быть не может: если в житии угодника написано, что он на мантии приплыл, значит так и есть, и нашим человеческим умом не постичь, каким образом это свершилось. У нас нет тех духовных даров, которые Господь дает угодникам Божиим. Чтобы такое чудо произошло, надо иметь веру такой силы, как у святых.

Что же касается изучения жизни святых в целом, важно при публикации архивных документов приводить их полностью, а не отдельные отрывки в обрамлении субъективных мнений и трактовок. Тогда читатель сам сможет сделать выводы.

— Во все времена святости достигали единицы. Отречься от мира, всю жизнь посвятить молитвенным трудам мало кто готов. Так можно ли послужить Господу подобно святым, притом чтобы служение было нам по силам?

— Наряду со всем известными святыми людьми есть те, о которых мы не знаем. Может быть, это человек, живущий по соседству? Всем он кажется на первый взгляд самым обыкновенным, а он между тем за всю жизнь никого не обидел, дурного слова ни о ком не сказал. Обладая только телесным зрением, мы можем этого не замечать.

Подвижники благочестия тоже не ставили перед собой цели стать святыми. Служение Богу было их образом жизни. Все они считали себя самыми недостойными, самыми грешными людьми. И мы должны подражать им по мере своих сил. Как говорил старец Амвросий Оптинский, «жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Простые слова, но какой глубокий смысл в них заложен! Проблема в том, что нам трудно так жить. Удовольствия этого мира, многочисленные соблазны вокруг нас. И человек должен постоянно бороться с собой, чтобы противостоять различным искушениям.

Вспомним притчу о сеятеле: многие семена, попав в неподходящую почву, погибали, не все дали добрые плоды. Так и человек может иметь добрые намерения, но, не справившись со своими страстями, погибает в духовном смысле. Постоянная внутренняя борьба не прекращается, пока мы живы.

— Почему святых разделяют на общецерковных и местночтимых? Получается, их святость неравнозначна?

— Такое разделение было не всегда: святые, канонизированные до 1917 года, сразу прославлялись для общецерковного почитания. В наше время почитание в пределах отдельно взятой епархии — это, если можно так выразиться, первая ступень.

Пройдет какое-то время (пять-десять лет или более), за этот срок могут совершиться новые чудеса по молитвам местночтимому святому, и правящий архиерей подаст документы в Синодальную комиссию по канонизации для общецерковного его прославления.

Подготовила Дарья ПЕТРОВА

Яндекс.Метрика