Красный террор в Нижегородской губернии в 1918 году
В разгар революционных потрясений в 1917 году происходили события, именуемые в отечественной историографии как период — «Красного террора». Когда фактически без суда и следствия новая власть большевиков уничтожала неугодных ей россиян. В каждом регионе поводом для проведения показательных и устрашающих акций являлись различные события. Известие о смене в стране государственной власти в Нижнем Новгороде было воспринято спокойно, без каких либо эксцессов и массовых столкновений. Трагические события развернулись позднее.
Начиная с 18 августа 1918 года на страницах газеты «Рабоче-крестьянский Нижегородский листок» появляются статьи под названием «За монастырской стеной», в которых сообщалось о "контрреволюционной деятельности" наместника Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Августина (Пятницкого). Спустя несколько дней, в этой же газете выходит статья под названием «Довольно слов», где нижегородцам уже сообщалось о массовом расстреле по решению ЧК всех контрреволюционеров, в том числе архимандрита Августина и протоиерея нижегородской Казанской церкви Николая Орловского.
На тот момент в качестве заложников, под арестом в нижегородском остроге находились самые разные люди, среди которых были: генерал майор, пять полковников, три штабс-капитана, четыре офицера, и один прапорщик – военнослужащие бывшей Царской армии; полицейские и представители интеллигенции. Всего, согласно списку, опубликованному в газете, было расстреляно 41 человек.
Подробности же трагической гибели архимандрита Августина запечатлены на страницах архивной рукописи из бумаг насельника Оранского монастыря — иеромонаха Димитрия (Воскресенского). Данное архивное дело имеет название «Год в Оранском монастыре 1918 – 10 июня 1919 года». Именно в своем дневнике иеромонах Димитрий и рассказал о том, что местом казни для заложников был выбран т.н. «Мочальный остров», находящийся вниз по Волге от города.
«Решением военно-революционного трибунала, он, протоиерей Н.Орловский и еще 15 других человек, которых я не знаю, приговорены были к расстрелу, а местом казни назначен был т.н. «мочальный остров» лежащий вниз по течению реки Волги несколько ниже Печерского монастыря. На рассвете 18/31 августа все обреченные на смерть посажены были в пароход, двинувшийся к роковому месту. Все несчастные были в приподнятом настроении, оживленно беседуя между собой, и выражая друг-другу уверенность, что умирают за истину. Они даже служили по себе заживо панихиду. По прибытию на остров все обреченные на смерть были расставлены как это требовалось. Архимандрит Августин стоял бодро, бесстрашно смотря на красноармейцев, готовившихся дать залп <…>, и только после четвертого залпа пал мертвым и был красноармейцами погребен или точнее только присыпан землею с другими своим товарищами по смерти настолько небрежно, что жители сл. Старых Печёр впоследствии сами должны были засыпать землею общую могилу убиенных <…>.
Преосвященный же епископ Лаврентий пошел еще далее: в самый день смерти архимандрит Августина он, в своем Печерском монастыре, совершил панихиду соборную об упокоении душ новопреставленных убиенных священно-архимандрита Августина и протоиерей Николая, ни мало не подозревая, конечно, что в недалеком будущем и его самого ожидала та же участь».
Спустя всего лишь несколько месяцев, в ночь с 6 на 7 ноября, был расстрелян Преосвященный Лаврентий (Князев), настоятель Печерского монастыря, временно управляющий Нижегородской епархией. Вместе с ним погибли: протоиерей Алексий Парфирьев — благочинный Н.Новгорода, настоятель кафедрального Спасо-Преображенского собора и предводитель Нижегородского дворянства, сенатор, гофмейстер Высочайшего двора, политик Алексей Борисович Нейдгард. По воспоминаниям родственников и нижегородцев тела этих расстрелянных, впоследствии также были сброшены в Волгу.
Сегодня в нижегородском архиве (ЦАНО) хранятся все следственные дела, касающиеся вышеназванных лиц (кроме А.Б. Нейдгарта), однако в этих документах не указывается о месте приведения приговоров о расстреле. Что не удивительно, ибо в ряде случаев нет даже самих постановлений о вынесение приговора. Единственным бесспорным свидетельством о проведение массовых расстрелов на Мочальном острове являются документальные записки иеромонаха Алексия Воскресенского, которые впервые были опубликованы за рубежом, во Франции, на страницах журнала «Посев». Каким образом эта информация попала в Европу неизвестно, возможно, что существовал еще один вариант дневников, учитывая, что их автор являлся известным в России церковным писателем.
Упоминание в записках крестьян слободы Старые Печеры, нельзя считать случайным. Исторически Мочальный остров, Телячий остров и другие острова вниз по течению реки имели непосредственное отношение к Печерскому монастырю и жителям окрестных деревень. На островах крестьяне ловили рыбу, заготавливали лыко и ивовый плитняк, косили сено и пасли скот. Именно они и стали первыми свидетелями страшных событий красного террора в Нижегородской губернии.
Из материалов архивно-следственных документов следует, что исполнителями страшных приговоров являлись наемные латышские стрелки, которые служили в Нижегородской ЧК. Чтобы скрыть свои злодеяния устроители новой власти стремились всячески скрыть свои преступления, преследуя только цель устрашения нижегородцев, именно поэтому для расстрелов и был выбран Мочальный остров.