Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Первый Патриарх. Святитель Иов

Первый Патриарх. Святитель Иов

18.04.2020

Первый Патриарх. Святитель Иов

18 апреля – день перенесения мощей святителя Иова, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Какие бы события ни происходили в нашем Отечестве, Русская Православная Церковь всегда помнила и молилась о своем первом Патриархе. По Промыслу Божиему накануне потрясений Смутного времени Церковь наша получила Патриаршее возглавление, ставшее важной вехой в ее истории и истории государства. Это историческое событие подняло авторитет Русской Православной Церкви на качественно новый уровень. Отныне Россия превратилась в самостоятельное государство как в политическом, так и в церковном отношении.

Неоднократно говорил и писал о своем великом предшественнике Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так, 2 июля 2012 года, в день памяти святителя Иова, он совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Именно на месте, на котором я стою, мой блаженно почивший святой предшественник, святитель Иов, собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не дает благословения иноземной власти, незаконной и ложной. И святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом, в монастырь, с которого началось его Патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.

 

Этот великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша – плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твердо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошел в историю как святой угодник Божий.

Святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, этого не сделал. Он остается в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему.

И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принес смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти.

Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени еще сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над Смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретен внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего: и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего Промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время».

***

Будущий первый Святейший Патриарх Русской Православной Церкви, как мы знаем из его жития, в миру носил имя Иоанн. Он происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, где Иоанн получил первоначальное образование. Благодаря монастырскому воспитанию у юноши возникло желание служить Богу в иноческом образе.

В 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, его духовник, архимандрит Герман, постриг его в монашество.

«Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Иов провел в Старицкой обители более 15 лет, где под руководством опытного духовника воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем молодой инок отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Когда Иов стал настоятелем Старицкой обители, он словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1569 году, когда Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный, Иов привлек к себе его благосклонное внимание. Вскоре он был возведен в сан архимандрита. Спустя два года, в 1571 году, архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, где с прежним усердием исполнял возложенное на него послушание.

В 1572-м и в последующие годы как настоятель одного из важнейших монастырей того времени Иов участвует в Соборах Русской Православной Церкви, а нередко и в делах государства.

В 1575 году архимандрит Иов возглавил другую древнюю московскую обитель – Новоспасский монастырь. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским.

 

***

Шесть столетий с момента Крещения Руси в X веке шла Русская Православная Церковь к своей полной независимости. До учреждения Патриаршества наша Церковь, которая до середины XV века была митрополией Константинопольского Патриархата, возглавлялась митрополитами.

После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость. Значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло.

«Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей, – пишет митрополит Макарий в "Истории Русской Церкви", – сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире – так понимали ее сами русские, так же смотрели на нее и все православные Востока и Юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».

***

Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской Православной Церкви на автокефалию, стал сын Иоанна Грозного, царь Федор Иоаннович.

 

В 1586 году он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Константинопольским Патриархатом и главами других Поместных Церквей.

А в 1588 году следом за Антиохийским Патриархом Иоакимом в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. Он соглашается предоставить долгожданную независимость – учредить Московский Патриарший престол.

2 февраля (23 января) 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе, традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского Патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на Патриаршество. Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Федору Иоанновичу трех кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама.

Окончательный выбор государя пал на Иова. Здесь же, в царских палатах, было произведено его наречение в Патриархи.

Торжественная церемония интронизации первого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при многочисленном стечении народа состоялась спустя три дня. 26 января / 5 февраля 1589 года Константинопольский Патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию Святейшего Иова.

«После Литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия, – описывает это историческое событие архимандрит Иосиф в книге "Краткие сведения о всероссийских Патриархах", – вручил новопоставленному Патриарху посох, а царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».

Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения Патриаршества в России. Грамота эта также закрепляла формулу «Третьего Рима» и, в частности, гласила:

«Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью; вторый же Рим, сие есть Константинополь, Агарянскими внуцы, от безбожных турок, обладаем; твое же, о благочестивый Царь, великое Российское Царствие, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое едино собрася, и ты един под небесем христианский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнися. И по благодати Святаго и Животворящего Духа, и изволением благочестиваго великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Иоанновича... Пресвятейший Еремей, Божиею милостию, архиепископ Константинополя, Новаго Рима, и Вселенский Патриарх, по правилам Божественных Апостол и святых отец... избрал и поставил в Патриархи... Иова Преосвященнаго, Митрополита всея Русии».

Далее последовала своего рода волна признания. Судьбоносное для Русской Православной Церкви решение Патриархи всех Церквей восточного обряда подтвердили на Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов. Решениями Соборов было установлено, что Патриаршие права в России закрепляются за Святейшим Патриархом Иовом и за всеми его преемниками «на вся веки».

Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов. Это связано со сравнительной молодостью нашей Церкви. Однако по величине, влиянию и мировому значению она уже тогда первенствовала в православном мире, что, в частности, выражалось в покровительстве с ее стороны восточным Патриархам.

***

Главная цель всей деятельности Святейшего Патриарха Иова – возрастание духовной мощи Русской Православной Церкви, укрепление в России православия, распространение христианства в Поволжье, покоренном при Иоанне Грозном, и в Сибири, присоединенной в годы правления Бориса Годунова, близким сподвижником которого святитель стал с середины 1580-х годов. И в дальнейшем Патриарх Иов всегда поддерживал политику Бориса.

По инициативе Святейшего Патриарха Иова были проведены преобразования: в Mocковский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.

Из важных церковных событий его Патриаршества – канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, блаженного Иоанна Московского, святителей Казанских Гурия и Варсонофия, благоверного князя Романа Угличского, преподобных Антония Римлянина и Корнилия, Игнатия Вологодского и Мартирия Зеленецкого.

В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование.

Святитель неустанно занимался духовным просвещением народа. Богослужебных книг повсеместно не хватало, особенно в Казани, Астрахани, Сибири. Святейший Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу – распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

***

В 1598 году умер царь Феодор Иоаннович – пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. Начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.

В этот трагический период Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, Святейший Патриарх Иов, который фактически первым возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. И в устных проповедях, и в особых Патриарших посланиях с призывом к защите веры и Отечества, которые он рассылал по всем епархиям, Патриарх Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию, обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Григория Отрепьева.

 

Он приводил свидетельства подлинности смерти царевича Димитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца для попрания на Руси православной веры. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживавших его изменников. Грамоты Святейшего Патриарха отрезвили многих здравомыслящих людей. Однако силы для борьбы были неравными. Лжедмитрий, который успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, вступил в пределы нашей страны с немалым войском и быстро продвигался к Москве.

13 апреля 1605 года после внезапной «кончины», как гласила официальная версия, царя Бориса Гoдyнова (на самом деле убийства – по свидетельству ряда современников!) в Москве вспыхнул бунт. Русская столица была сдана самозванцу и полякам. Святейший Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. Лжедмитрий поставил на «русское» Патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, грека по национальности. Измученный, претерпевший множество поношений, святитель Иов в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где некогда начинал свой иноческий подвиг. Он утратил зрение, но всё время проводил в молитве.

 

17 мая 1606 года боярская партия Василия Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит. Его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжен. Пепел самозванца зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришел.

25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем. Он просил вернуться на Первосвятительский престол законного Святейшего Патриарха Иова. Но святитель Иов из-за немощи не мог более нести тяжелый крест такого служения. На свое место он благословил митрополита Казанского Ермогена (Гермогена).

***

19 июня 1607 года Святейший Патриарх Иов мирно скончался. Он был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.

5/18 апреля 1652 года при Святейшем Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Святейшего Патриарха Иоасафа. От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.

…Прошло три с лишним столетия. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года.

Для Всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7–14 октября 1989 года.

 

Материал подготовил Николай Головкин

 

Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Яндекс.Метрика