Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Посещение Музея Патриарха Никона

Посещение Музея Патриарха Никона

02.02.2020

Посещение Музея Патриарха Никона

29 января 2020 года члены ИППО А.Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) посетили Музей Святейшего Патриарха Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в рамках своей совместной издательской деятельности, а также изучения опыта работы музеев по истории России и Русской Православной Церкви.

 

Члены Союза писателей и Союза краеведов России Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного отделения ИППО, член Совета отделения, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия») и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря) уже неоднократно посещали Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Но посещение этого уникального музейного центра состоялось впервые. Экскурсию для действительных членов ИППО любезно провели работники Паломнической службы монастыря.

15 ноября 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили залы воссоздаваемого Музея в комплексе Трапезных палат.

Торжественное открытие этого музея состоялось 3 июня 2019 года с участием многих ученых, сотрудников ряда музеев страны и паломников. Были открыты мемориальные залы музея Патриарха Никона, посвященные личности и созидательной роли Первосвятителя в создании этой святой обители.

Музей фактически начал свою работу 145 лет назад, в 1874 году, тщанием ее настоятеля, церковного историка и археографа, члена Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Леонида (Кавелина).

И вот спустя полтора века он возобновил работу, став основой проекта, который в ближайшее время еще предстоит воплотить в жизнь –  проекта по созданию музейного церковного комплекса «Музей Патриарха Никона. Центр по изучению духовной культуры Московского государства XVII – первой половины XVIII века».

Архимандрит Тихон и Александр Панин познакомились с экспонатами 5 мемориальных залов Музея Патриарха Никона, размещающихся в комплексе Трапезных палат. Именно здесь и размещались экспонаты прежнего музея, которые сейчас находятся главным образом в государственных музеях. Вся же экспозиция Музейного церковного комплекса будет состоять из 26 залов. 

В отношении мемориальной части научный и художественный руководитель проекта экспозиции доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Российского Государственного гуманитарного университета Светлана Измайловна Баранова сказала: «Здесь представлено много копий. Но мы сознательно выбрали этот ход, видя перед собой цель как можно шире и глубже раскрыть тему. Мы не претендуем ни на какие подлинники, поскольку, как мне кажется, когда ты входишь в подлинные помещения монастыря, для тебя в этот момент должно быть неважно, видишь ты в музее подлинник или копию. Нужно понимать главное: за этим изображением стоит огромная история».

Хотелось бы отметить, что рядом с каждым экспонатом в музее есть важный элемент экспозиции – развернутая информация. Так, что кто пожелает, может осмотреть залы и без экскурсовода, и, благодаря изложенным в описаниях сведениям, человек совершит глубокое погружение в историю.

Члены ИППО архимандрит Тихон и Александр Панин внимательно осмотрели фрагмент подлинного надгробия Патриарха Никона. Возвращаясь по решению Царя Федора Алексеевича в Ново-Иерусалимский монастырь после 15-летней ссылки, Патриарх Никон скончался в дороге недалеко от города Ярославля. Туда, куда он в заточении стремился всей душой, привезли его уже бездыханное тело. И хотя грамоты четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Предстоятеля от всех прещений и восстанавливавшие его в патриаршем сане пришли лишь через год после его кончины, хоронили усопшего со всеми подобающими Первосвятителю почестями!

Была внимательно осмотрена и копия знаменитой парсуны большого размера «Патриарх Никон с клиром», где мы можем видеть прижизненное изображение Святейшего Патриарха, написанное с натуры.

Особый интерес отца Тихона и Александра Панина вызвала копия тяжелых кованых вериг, которые носил Святейший Патриарх. И с разрешения сопровождавших лиц, Александр Николаевич Панин с большим благоговением и молитвою возложил их на себя. 

Привлекает внимание подлинная гравюра с изображением голландского дипломата и путешественника Николаса Витсена. Этот смелый иностранец сумел тайно пробраться в Ново-Иерусалимский монастырь в гости к находившемуся уже в опале Патриарху и провести с ним целый день. Подарил подлинник хороший друг возобновленного музея коллекционер Андрей Леонидович Кусакин, и есть надежда, что у монастырского музея в ближайшем будущем появится много замечательных друзей и много даров ему будет передано.

А на изготовление экспоната, который был первым скопирован для мемориальных залов музея, потребовался целый год. Копия с модели макета Храма Господня в Иерусалиме, которую в XVII веке привез в Москву Иерусалимский Патриарх Паисий, и подарил будущему Патриарху Никону. Известно, что эта кипарисовая модель стала для Патриарха основным источником при создании Ново-Иерусалимского монастыря. Воскресенский собор был построен как архитектурная икона храма Гроба Господня, повторяющая все те же святые места в плане.

Немало и других уникальных археологических находок размещено в музее, ведь территория монастыря при помощи специалистов высокого уровня была обследована тщательным образом.

Можно уверенно сказать, что это не просто музей. Это настоящее научное предприятие, в котором большое количество удивительных находок. К примеру, в музее можно наблюдать подлинную керамическую икону Спасителя, которая целиком воссоздана из собранных фрагментов.

Архимандрит Тихон и Александр Панин внимательно ознакомились со всеми залами музея, осмотрели все экспонаты.

Эта деятельность членов ИППО по ознакомлению с работой музея, крайне важна еще и потому, что и архимандрит Тихон и Александр Панин являются руководителями музеев.

Так архимандрит Тихон является директором сразу трех музеев: Музея Истории Нижегородского отделения ИППО, Музея Русского Патриаршества в городе Арзамасе и Церковно-археологического музея Нижегородской епархии.

Александр Николаевич Панин осуществляет руководство Церковно-археологическим музеем Николо-Берлюковского монастыря. В настоящее время ведется большая подготовительная работа по переезду этого музея в новые помещение на территории монастыря. Музей будет располагаться в 7 залах, созданных по самой современной технологии, и освящать историю не только обители и края, но и историю России и Русской Православной Церкви.   

Яндекс.Метрика