Беседа с архимандритом Тихоном (Затёкиным) об «екатеринбургских останках»
«ТРОГАТЕЛЬНО БЫЛО ВИДЕТЬ, КАК ГЕЛИЙ ТРОФИМОВИЧ ПИСАЛ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ»
— Отец Тихон, как вы относитесь к останкам, найденным в 1979-м и 2007-м годах на Коптяковской дороге?
— Отношусь к ним как к останкам последнего Российского Императора Николая Александровича с его Августейшим семейством и преданными слугами.
— Вы закончили написание своей новой книги, посвященной поискам останков Царской семьи. Как она называется?
— Действительно, я закончил верстку новой книги. К ее написанию меня отчасти подтолкнуло то, что по неизреченному Промыслу Божию с 1985 года я был знаком с исследователями, нашедшими останки Царской семьи — Гелием Рябовым и Александром Авдониным. Свою книгу я назвал: «...Я понял, что это меня никогда не отпустит. Романовы: убийство, поиск, обретение». Это будет богато иллюстрированный альбом, включающий документы, переписку и фотографии, которые ранее нигде не публиковались.
— Правда ли, что Гелий Рябов и Александр Авдонин еще в 1980-х годах рассказывали вам о том, что нашли останки?
— Да, впервые эти замечательные люди доверительно открыли мне тайну, которую поклялись никому не разглашать. Как я уже сказал, в этом я воистину вижу неизреченный Промысл Божий. В 1986-м году Гелий Рябов и Александр Авдонин привели меня в урочище Ганина Яма, где подробно рассказали о происходивших там в 1918-м году событиях. В беседах с Гелием Рябовым я видел, как он скорбел о том, что никто не может прочитать или пропеть панихиду над найденными останками Венценосной семьи.
— Неужели? А ведь про него нередко говорят, что он был неверующим, далеким от Церкви человеком…
— К сожалению, такие отзывы сейчас часто можно слышать, но это неправда. Я знал Гелия Трофимовича лично с середины 1980-х годов, он был глубоко верующим. И он, и Александр Николаевич Авдонин – это интеллигенты невероятной эрудиции и порядочности. Помню, как с Гелием Трофимовичем и его супругой Ольгой Александровной в 1985-м году мы ездили помолиться в Троице-Сергиеву лавру. Паломников в тот день было много. Терпеливо выстояв очередь, мы приложились к святым мощам преподобного Сергия. Трогательнее всего было видеть, как Гелий Трофимович писал записку об упокоении — «Николая, Александры, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея». Когда я подал записку в руки старого монаха в Успенской церкви, мне показалось, что он догадался, о каких именах шла в ней речь. В том же храме Гелий Трофимович поставил свечи за упокой Царской семьи.
В моем распоряжении имеется богатейшая переписка Гелия Рябова с разными людьми. Многие из них я помню едва ли не наизусть. Вот, например, как он писал одной женщине, поздравляя с рождением внука: «Как славно, что в мир пришел ещё один хороший человек, который, я верю, станет другом нашего Создателя... Скоро прекрасный праздник — Сретение Господне, удивительный миг приобщения к Истине…». И таких глубоких, проникновенных слов о вере в письмах Рябова очень много.
— Есть и такое мнение, что Г.Т. Рябов и А.Н. Авдонин «открыли» останки по заданию КГБ, причем и подложены они были когда-то сотрудниками именно этой организации.
— Эта версия не выдерживает никакой критики. Люди, которые придерживаются этой «версии», кроме слов, ничего предъявить обществу не могут, поскольку не имеют никаких доказательств. Из периода истории «развитого социализма» мы знаем о противостоянии двух гигантов советской эпохи — КГБ и МВД. Рябов был советником министра внутренних дел Н.А. Щелокова, а не Ю.В. Андропова, возглавлявшего Комитет государственной безопасности.
Более того, КГБ, наоборот, «приглядывал», следил за Рябовым и его деятельностью, и сам Рябов прекрасно об этом знал. Вот что он, например, писал Геннадию Васильеву в 1994-м году, я вам прочитаю:
«Что касается КГБ — да, ‟вели” нас. На меня был ‟ДОП” — Дело оперативной проверки. Перлюстрация, наружка, прослушка, обработка и проверка связей. Так-то вот... Что будет с Останками? Не знаю. С нами? Не знаю. Могут спросить ответ. Я не собираюсь уклоняться. Суд Божий не минуешь. Храни тебя Господь».
В моей книге впервые приводится переписка между Рябовым и Авдониным за период 1976–1991 годов, во время поиска ими останков Царской семьи. Так им приходилось зашифровывать свои действия на случай того, если их письма кем-либо будут прочитаны. Поэтому утверждения, что Гелий Рябов и Александр Авдонин являлись сотрудниками КГБ, не имеют под собой никаких оснований.
— Что вы можете посоветовать почитать тем, кто хочет узнать правду о, как их иногда называют, «Екатеринбургских останках»?
— На сайте Следственного Комитета РФ был выложен трехтомник «Преступление века. Материалы следствия», посвященный убийству Царской семьи. Я рекомендую ознакомиться с этой работой. Это серьезный многолетний труд первого и второго следствия. К этой работе были привлечены настоящие профессионалы своего дела, которые выполнили свою работу на высшем уровне. В этих книгах собраны несомненные доказательства подлинности останков, найденных в 1979-м и в 2007-м годах в Поросёнковом логу. Особенно, на мой взгляд, ценны сравнения документов следственного дела Николая Соколова и его книги «Убийство Царской семьи». Миллионы людей прочли книгу следователя Соколова и считали её непогрешимым свидетельством истины. Однако не следует забывать, что книга — это книга. Тем более что вышла она после книг Михаила Дитерихса и Роберта Вильтона, которые, почему-то не дождавшись окончания следственного процесса, поспешили выпустить свои книги и не получили на это согласие самого Соколова. Одно остается несомненным — следователь Н.А. Соколов, находясь за границей с 1920 года по 1924 год, по какой-то совершенно непонятной причине не сделал самое обыкновенное и необходимое исследование найденных им на Ганиной Яме костных фрагментов млекопитающего. Показав эти костные фрагменты специалисту, он мог бы поставить точку в своем следствии, но поставил многоточие, оставив тем самым будущим поколениям довести до конца начатый, но не законченный свой труд. Недавно вышел также телевизионный фильм «Дело Романовых: следствием установлено». Не все смогли прочесть опубликованную на сайте СК РФ книгу, но фильм, я уверен, посмотрели миллионы наших граждан. Фильм не книга, но он максимально смог донести вывод о том, что те задачи, которые поставил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед новым следствием в 2015-м году, были выполнены, и прошедший Священный Синод в 2021-м году пришел к мнению о том, что проведенное следствие не оставило сомнений в подлинности найденных под Екатеринбургом останков членов семьи последнего Российского Императора Николая II. Для меня самое главное то, что с 2015 года к следственному процессу была допущена Церковь, которая имела возможность осуществлять полный контроль за всеми исследованиями, что и является гарантом подлинности найденных Царских останков.
— В упомянутой вами книге «Преступление века» говорится, что это вы показали шахту № 7 Анатолию Верховскому. А многие считают его первооткрывателем Ганиной Ямы. Что вы можете сказать по этому поводу?
— В то время, когда в 1989-м году в газете «Московские новости» Гелий Рябов опубликовал статью о нахождении тайного захоронения Романовых, Анатолий Верховский трудился у меня на приходе в г. Артемовский Свердловской области. Его пригласил ко мне на приход мой сосед по дому в Свердловске Владимир Тимофеев, назвав его диссидентом. После выхода статьи я всем присутствовавшим в тот день в приходской трапезной поведал об этой тайне и о своем в ней участии. Верховского моментально заинтересовала эта тема. Я привез ему из Свердловска репринт книги Павла Быкова «Последние дни Романовых», а также показал ему свои альбомы с фотографиями Царской семьи. Был у меня и один особый альбом с фотографиями из книги Николая Соколова «Убийство Царской семьи», которую я переснял у Гелия Рябова. Там же была изображена и карта местности... Верховский попросил её перерисовать, а скорее всего, переснял, так как с фотоаппаратом он никогда не расставался. Верховский был буквально потрясён моим рассказом о найденных Рябовым и Авдониным Царских останках. На Ганиной Яме я подробно поведал ему всё, что мне рассказывал Гелий Рябов в 1986-м году, и показал ему шахту № 7. Поэтому первооткрывателем Ганиной Ямы Анатолий Верховский быть не может, поскольку в 1977–1979-м годах Ганина Яма вместе с рудником и шахтой была открыта Рябовым и Авдониным и нанесена ими на масштабную карту. Между прочим, к тому времени, как я показал шахту Верховскому, уже и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек (Лебедев) знал от меня о нахождении останков Царской семьи, и по его устному благословению мы были готовы перезахоронить их под престолом нашего храма в г. Артёмовск.
— Некоторые сомневаются в подлинности останков Царской семьи, потому что от них будто бы не происходит явных чудес. Как вы относитесь к такому мнению?
— О чудесах, совершаемых по молитвенному предстательству Царственных страстотерпцев, замечательно писал протоиерей Александр Шаргунов. Сейчас издательством Нижегородского Печерского монастыря готовится книга «Царские мощи. История, знамения, чудеса», которая также поведает миру о чудесах от мощей Царской семьи.
От себя могу сказать одно. Бывая в Санкт-Петербурге, где я работаю с документами для своих книг в Российском Государственном историческом архиве, я всегда захожу в Петропавловский собор. Захожу, чтобы помолиться возле гробницы, под которой покоятся честные мощи Царственных страстотерпцев. Рядом с гробницей стоят подсвечник и икона, однако подойти к гробнице не предоставляется никакой возможности: в дверях, ведущих в придел, всегда висит обшитое красным бархатом заграждение. Несколько раз я просил дежуривших там музейных работников пропустить меня помолиться, возжечь свечу, положить цветы, и всегда получаю категорический отказ. Если уж мне, священнослужителю в рясе и клобуке, отказывают, то что говорить о паломниках и туристах, тысячами посещающих этот собор (в котором доныне находится музей) и желающих помолиться или просто постоять возле того места, где нашла свое успокоение Царская семья и их верные слуги.
— Недавно было опубликовано сообщение о том, что якобы начала мироточить икона святых Царственных страстотерпцев, на которой Цесаревич Алексий держит на блюде отчлененную главу Государя Николая II. Причем некоторые трактуют это как подтверждение Свыше о том, что убийство было ритуальным, что у членов Царской семьи были отсечены головы. Что можно на это сказать?
— К сожалению, не был в этом храме, где сия икона выставлена, и сам лично не видел истекающего из нея мира. Однако мне хочется сказать несколько слов вообще об этой иконе. Да, она изумительно написана Ярославской иконописной мастерской «Ковчег», но без всякого рассуждения. По моему личному мнению, иконописец, писавший эту икону, по сути дела, пошел на поводу заказчика и написал совершенно не канонический образ. Знал ли иконописец, что он пишет? Спросил ли он, где эта икона будет находиться — в храме или у заказчика дома? Сюжет, изображенный на иконе, относит нас в 1918–1919 год, когда кто-то из находившихся в Ипатьевском доме (это уже была не охрана, охранявшая Царскую семью) сказал, что якобы Государю и членам его семьи были отрезаны головы, а кто-то на улице якобы слышал этот разговор. Вот это для меня непонятно… Кто-то, кому-то, от кого-то… Если известны фамилии тех, кто говорил в тот момент об этой «страшной тайне», и известны фамилии людей, стоявших на улице возле окошка, то их надо просто опубликовать и снять этот непонятный вопрос, который всех так «мучает».
— Противники подлинности Царских останков выступают иногда от лица вообще всех православных и предрекают в случае их признания мощами новый церковный раскол. Что можно на это ответить?
— Мне бы не хотелось употреблять слово «противники», поскольку эти люди тоже пытаются найти истину, но то, что некоторые из них делают такие громкие заявления «от лица православных людей», делая акцент на «возможном расколе», то это воистину страшные для них заявления. Этим они уже заранее отделяют себя от Святой Матери Церкви. В последнее время некоторые люди проводят свои конференции, на которых высказывают свои мнения и доказательства «о подложности Царских останков», и при этом они сообщают в средствах массовой информации, что делают это якобы «во исполнение постановления Архиерейского Собора». Я сомневаюсь, что они получали на эти конференции официальное благословение от правящего архиерея города Москвы — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
От себя могу сказать, что Святая Церковь на протяжении двух тысяч лет переживала многочисленные расколы и нестроения, но одно является незыблемым — это слова Христа Спасителя, сказанные апостолу Петру: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Святитель Киприан Карфагенский сказал доступные человеческому уму и сердцу, очень простые слова: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
Если Архиерейский Собор признает «Екатеринбургские останки» мощами святых Царственных страстотерпцев, и будет записано «Изволися Духу Святому и нам...», то вся Полнота Русской Православной Церкви должна с благоговением и радостью принять эту святую весть. Когда святые мощи Царственных страстотерпцев будут помещены в раки, и им будут воздаваться должные почести, и к ним будут притекать многочисленные богомольцы и паломники, тогда, по неизреченной милости Божией, явят они нам, грешным, свою помощь, чудеса и исцеления. И просияет тогда Великая Россия в еще большей славе и величии.
С архимандритом Тихоном (Затёкиным)
беседовал Георгий Каменский
15 апреля 2022 г.
http://pravoslavie.ru/145703.html