Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Члены ИППО посетили Спасо-Преображенский монастырь города Арзамаса

Члены ИППО посетили Спасо-Преображенский монастырь города Арзамаса

17.09.2023

Члены ИППО посетили Спасо-Преображенский монастырь города Арзамаса

14 сентября 2023 года в рамках программы «Возвращение памяти» действительные члены Московского областного и Нижегородского отделений ИППО архимандрит Тихон (Затекин), иеродиакон Евстафий (Поляков), Александр Панин и Семен Ваксман в рамках совместной программы «Возвращение памяти» посетили Спасо-Преображенский монастырь города Арзамаса

 

Заместители руководителей Московского областного и Нижегородского отделений ИППО и члены Совета отделений архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин, а также члены Московского областного и Нижегородского отделений иеродиакон Евстафий (Поляков) и Семен Ваксман посетили Спасо-Преображенский монастырь, чтобы обсудить новые совместные проекты.

Город Арзамас имеет богатую историю с сильными культурными и экономическими традициями. История города неразрывно связана с историей нашей Родины. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые. Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно приобрел характер важного транзитного пункта.

Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас был важным миссионерским центром, центром ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработки животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное).

В XVIII веке через город проходило более десяти важнейших торговых путей, в связи, с чем город бурно развивался. Многие стремились поселиться в Арзамасе, ведь в результате большого количества торговых путей можно было достаточно быстро разбогатеть, продав свой товар или купив и перепродав привозные материалы. Позже это время было названо «золотым веком» для города. Торговые операции арзамасских купцов были разнообразны и большие по объему. Этот расцвет торговли незамедлительно сказался на облике города.

Без преувеличения можно сказать, что в XVIII-XIX веках Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы.

Славился город и золотой вышивкой, в которой лавры первенства держали монахини и послушницы женских монастырей.

Современный Арзамас удобно расположен на пересечении важнейших железнодорожных и шоссейных путей, это один из интереснейших культурных центров в Нижегородской области. Православные паломники, направляющиеся в Дивеевский монастырь, и экскурсанты, желающие посетить Большое Болдино, с особым чувством пройдутся по старинным тихим улочкам и площадям города.

На Соборной площади находится один из великолепнейших храмов – пятиглавый собор Воскресения Христова, украшенный многочисленными и разнообразными фресками и иконостасами. Не менее важным историческим, культурным и духовным объектом для туристов и паломников, является уникальный музей Патриаршества, который уже посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент России Владимир Владимирович Путин.

Действительные члены ИППО посетили древнюю Спасо-Преображенскую обитель уже не в первый раз. За прошедшие годы в рамках программы «Возвращение памяти» здесь были торжественно открыты и освящены памятные доски Преосвященному Алексию (Соболеву), купцу Владимиру Сторожеву и его сыну протоиерею Иоанну Сторожеву.

Именно в этой обители жил на покое и нес свое послушание Преосвященный Алексий (Соболев), бывший епископ Вологодский и Тотемский.

Уроженец Нижегородской губернии, Александр Петрович Соболев долгие годы трудился на благо Церкви и Родины. Преподаватель, священник, монах, настоятель монастыря, епископ – везде и всюду он деятельно отдавал всего себя другим людям.

Его знали и уважали во всей Нижегородской губернии, где Владыка совершил много добрых дел. Он родился 23 августа 1836 года, в 1858 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию, в которой трудился на должности преподавателя.

2 февраля 1861 года он был рукоположен в сан священника, а в 1891 году принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. 6 июня 1893 года хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 12 декабря 1895 года Преосвященный Алексий возглавил древнюю Вологодскую кафедру.

Его трудами в Вологде 14 сентября 1896 года был открыт Вологодский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, и его первым председателем стал Преосвященный Алексий епископ Вологодский и Тотемский.

29 мая 1898 года Вологду посетил председатель ИППО Великий Князь Сергей Александрович, которого во главе с Преосвященным Алексием (Соболевым) встречал весь Вологодский отдел Общества. В кафедральном Спасо-Всеградском соборе Великий Князь Сергей Александрович высказал свою благодарность Преосвященному Алексию за плодотворную деятельность отдела.

Владыка Алексий выступил инициатором проведения собеседований, посвященных деятельности Общества: «…усматривая в чтениях и собеседованиях наилучшее средство для возбуждения сочувствия к целям Палестинского Общества и его деятельности на Св. Земле». Владыка неустанно заботился, чтобы чтения и собеседования проходили не только в городах, но и в селах обширной Вологодской епархии. Так только в 1898 году в Вологодской епархии было проведено 358 чтений в селах, 303 – в городах, 37 – в школах. По настоятельным рекомендациям Владыки чтения сопровождались пением молитв и песнопений, бесплатной раздачей листков, брошюр, видов местностей Святой Земли.

По воспоминаниям современников Владыка в полной мере обладал внутренней душевной дисциплиной, как плодом долголетней и упорной культуры духа, которая обнаруживается в неуклонном исполнении в самом себе предъявляемых требований. 

21 апреля 1906 года Владыка попросился на покой, видя истощение своих телесных сил. Он был уволен на покой, с правом быть настоятелем в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре.

2 февраля 1911 года он скончался в день своего 50-летия служения в священном сане. Его торжественное отпевание состоялось в городском Арзамасском Воскресенском соборе, которое совершил викарий Нижегородской епархии Преосвященный Геннадий (Туберозов), епископ Балахнинский. Святитель был погребен в склепе в Спасо-Преображенском соборе на территории обители, которой он так мудро управлял.

Спасо-Преображенский третьеклассный монастырь расположен в восточной стороне города на берегу Спасского озера. Со времени своего учреждения Спасский монастырь находился в ведении всероссийских митрополитов, а потом патриархов. При составлении штатов в 1764 году монастырь утвержден в третьем классе с настоятельством игуменским, но в 1797 году именным Высочайшим указом поведено было восстановить в Спасском монастыре архимандрию.

Религиозно-нравственная жизнь монастырского братства всегда была на высоте, а «члены братства, особенно старшие, выделяются скромностью, воздержанностью и братолюбием, подают добрый пример для младших, а сии последние, за ежедневным богослужением, приучаясь к церковному пению, общим строем монастырской жизни, привыкают к порядку, послушанию и укрепляются в добрых правах, братолюбии и трудолюбии».

После богоборческого переворота монастырь постигла участь многих сотен других. Он был закрыт, варварски разграблен и очень сильно разрушен. К сожалению, полностью было уничтожено старинное монастырское кладбище с историческими  надгробиями.

В 2005 году решением Святейшего Синода монастырь был возобновлен. Небольшая братия вместе с активными прихожанами прилагает усилия по восстановлению монастыря.

Архимандрит Тихон, Александр Панин, Семен Ваксман и иеродиакон Евстафий в сопровождении действительного члена ИППО игумена Феодосия (Какуркина) еще раз осмотрели территорию обители, которая в настоящее время активно и плодотворно возрождается. У алтаря Преображенского собора члены Императорского Православного Палестинского Общества пропели «Во блаженном успении вечный покой».

После осмотра территории обители члены ИППО провели собрание, на котором обсудили новые проекты, направленные на популяризацию этой древней обители, а также на изучение в архивах ее истории.

Особое внимание будет уделено житию одного из самых выдающихся настоятелей этой обители архимандрита Александра (Адриана Ивановича Подгорченкова). Отец Александр нес подвиг старчества, вел обширную духовную переписку. Он находился в общении с афонскими и молдавскими старцами, в том числе с прп. Паисием (Величковским). Был кроток и снисходителен с подчиненными, очень скромен в быту, раздавал все свое жалованье братии, монастырским служителям и бедным ученикам. Несмотря на слабое здоровье, был строгим постником, усердным молитвенником, носил вериги. Перед кончиной в течение 18 дней не принимал пищи, ежедневно причащаясь. Он скончался 29 апреля 1845 года на 87 году своей многотрудной жизни, искренне оплаканный братией и духовными чадами. Стечение народа при его погребении было «диковенное касательно Арзамаса», «всякому хотелось в последний раз облобызать его руку».

В завершении собрания члены ИППО трижды пропели «Вечная память» отцу архимандриту Александру.

Яндекс.Метрика