Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

160 лет со дня рождения митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова)

160 лет со дня рождения митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова)

26.02.2024

25 февраля 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова)

Митрополит Феофан, в миру Василий Степанович Туляков, сын потомственного почетного гражданина, родился 25 февраля 1864 года в Санкт-Петербурге. С юношеских лет Василий имел желание служить Церкви Христовой в священноиноческом сане и для этого начать обучение в Духовной семинарии, но родители его видели будущее сына иначе, и он поступил в Императорское С.-Петербургское коммерческое училище. В 1881 году, еще во время учебы, Василий Туляков имел случай обратиться за советом к митрополиту Московскому Макарию, рассказав о своей давней мечте посвятить себя служению Матери Церкви. Внимательно выслушав юношу, Высокопреосвященный Владыка Макарий благословил его на приготовление к такому служению, посоветовав для получения систематического богословского образования поступить в богословские классы семинарии. На 17-м году жизни Василий начал изучать древние языки и прочие предметы программы духовной семинарии. По рекомендации ректора семинарии Н. И. Розанова учителями молодого студента Тулякова для приготовления его к экзаменам были братья Налимовы, из которых старший впоследствии стал архиепископом Владимирским и Суздальским. В 1883 году Василий поступил в богословский класс и спустя два года, в 1885-м, окончил семинарию. Он успешно поступил в С.-Петербургскую духовную академию и закончил ее в 1889 году со степенью кандидата богословия, с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

На соискание степени магистра богословия он представил свое сочинение «Чудо, христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетико-этического исследования»; Советом академии оно было принято на соискание степени магистра и разрешено к печати.

В своем стремлении служить Церкви Христовой Василий Туляков предполагал принять монашество еще в академии, как советовал ему митрополит Макарий. Но, вступив в переписку с епископом Феофаном Затворником, в честь которого Туляков потом и принял иноческое имя, он изменил свое решение о скором постриге. Преосвященный наставлял, что следует строго разделять внешнее от внутреннего, и советовал тщательно изучать аскетические творения перед принятием иноческого пострига. «Если сердце Ваше, — писал ему святитель Феофан, — будет хранить свое рвение к монашеской жизни, то вступление в нее будет благотворно для Вас». Василий уехал в имение своей матери, потомственной дворянки, дочери военного доктора, где провел годы, занимаясь сельским хозяйством и изучая творения святых отцов-аскетов, ожидая того момента для пострижения, который указал ему святитель Феофан. Справедливость наставлений святителя Василий Степанович испытал позднее, в период своего послушничества, считая впоследствии этот период самым счастливым и радостным в жизни.

23 апреля 1905 года резолюцией митрополита Антония (Вадковского) Василий был зачислен послушником Александро-Невской Лавры. 11 октября того же года пострижен в монашество с именем Феофан — в память затворника Вышенского, 21 октября был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, в Казанском соборе, митрополитом Антонием рукоположен в иеромонаха.

В марте 1906 года иеромонах Феофан награжден набедренником. 16 января 1907 года он назначен заведовать одним из имений Лавры. 6 мая того же года награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

5 ноября 1908 года Феофан был возведен в сан архимандрита, а 16 ноября назначен членом духовного Собора и заведующим Серафимо-Дивеевским скитом.

1 февраля 1909 года указом Святейшего Синода он поставлен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В июле того же года был командирован в Троице-Сергиеву Лавру для участия в заседаниях Всероссийского съезда монашествующих. В 1910 году архимандрит Феофан назначен членом Особого Совещания, образованного при Святейшем Синоде для пересмотра действующих на тот момент правил ведения монастырского хозяйства и отчетности.

6 мая 1911 года архимандрит Феофан был награжден орденом св. Анны 2-й степени, а 18 октября того же года Всемилостивейше разрешено ему носить пожалованный Его Величеством королем Сербским Петром I орден св. Саввы 2-й степени. 6 мая 1913 года последовало заслуженное им награждение орденом св. Владимира 4-й степени, а 23 августа того же года — золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Его Величества (по случаю 200-летнего юбилея Лавры) «за отлично-усердную службу Церкви Божией».

В 1914 году началась война с Германией, и архимандрит Феофан, будучи наместником Лавры, не оставался в стороне. Совет Александро-Невской Лавры постановил очистить ряд помещений обители для устройства госпиталей раненым воинам. Госпиталь был устроен на 100 кроватей, которые содержались на средства Лавры, причем выздоравливающие получали по выходе пособия и одежду от обители. Из средств Лавры отпускались также большие суммы для воинских семейств и на военные нужды. По Варшавской железной дороге на поле военных действий постоянно выезжал военно-полевой госпиталь, организованный Красным Крестом и содержащийся во все время военных действий также на средства Александро-Невской Лавры. Непосредственное деятельное участие в организации этих мер принимал наместник Лавры архимандрит Феофан.

21 мая 1916 года Государь Император Высочайше утвердил доклад Святейшего Синода о возведении наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Феофана в сан епископа Кронштадтского, с оставлением его в должности наместника этой Лавры. Наречение и посвящение архимандрита Феофана в епископский сан произошло в Петрограде. 31 мая архимандрит Феофан был хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии.

6 июля 1916 года Святейшим Синодом он был назначен на самостоятельную кафедру, с титулом Калужского и Боровского. Революционные события застали Преосвященного на Калужской кафедре, где он с неутомимой энергией проводил богослужения и проповедовал слово Божие. Несмотря на распространение и насаждение обновленческой идеологии в эти трагичные для Русской Церкви годы, епископ Феофан остался преданным избраннику Божию Святейшему Патриарху Тихону.

16 сентября 1927 года Преосвященный Феофан был назначен на Псковскую кафедру, с титулом Псковский и Порховский, с возведением в сан архиепископа. Здесь, во вверенной ему епархии Высокопреосвященнейший Феофан трудился до 1935 года.

12 ноября 1935 года он был возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Горьковским и Арзамасским. Однако недолго пришлось служить Владыке Феофану в Горьковской (бывшей Нижегородской) епархии. Летом и осенью 1937 года прошли очередные массовые аресты нижегородских священнослужителей и мирян.

25 июля 1937 года митрополит Феофан был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. При аресте у митрополита были изъяты несколько панагий и крестов (об этом свидетельствует фотография из его следственного дела). Сам Владыка в заключении был подвергнут жестоким пыткам. Его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. Допрашивали митрополита Феофана начальник 4-го Отдела УГБ УНКВД И. Ф. Мартынов, начальник 7-го отделения 4-го Отдела УГБ Кострынин и оперуполномоченный того же отдела Артамонов. В следственном деле практически нет рукописных протоколов, за исключением анкет, заполненных рукою Владыки Феофана. Единственный (машинописный) протокол составлен самим Мартыновым 31 августа 1937 года после месяца пыточного следствия — невыносимых истязаний, которые претерпел 63-летний архиерей (его подпись, подлинная или же поддельная, стоит под этим протоколом). Под пытками Владыка признавал себя виновным «в создании фашистской организации на территории Горьковской области». В следственном деле он обвинялся в том, что будто бы проводил активную контрреволюционную деятельность, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР. Обвинение утверждало также, что по «установкам» митрополита, «основанным на директивах Московского церковно-фашистского центра», «участники Горьковской контрреволюционной организации проводили повстанческую, шпионскую, диверсионно-террористическую деятельность».

21 сентября 1937 года Особой Тройкой НКВД по Горьковской области митрополит Феофан (Туляков) был приговорен к расстрелу. 4 октября того же года приговор был приведен в исполнение. Место, где расстрелян и погребен Высокопреосвященнейший митрополит Феофан, до сих пор остается невыясненным.

 

Яндекс.Метрика