Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Посещение выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории»

Посещение выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории»

20.10.2024

16 октября 2024 года действительные члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин посетили выставку «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в рамках программы «Возвращение памяти».

Заместитель директора по науке Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» А.Н. Панин и игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) посетили данную выставку, которая открыта для посетителей в Историческом музее Москвы, чтобы ознакомиться с ее уникальными экспонатами. 

Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории» охватывает практически все периоды развития русской государственности  – от великокняжеских времен до имперских и поздних периодов богоборчества и воинственного атеизма, а также восстановления обители.

На выставке представлены экспонаты периода основания монастыря Великим князем Василием III, подлинные дары царей Иоанна Грозного, Бориса Годунова, первых Романовых – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, правительницы Софьи Алексеевны.

Уникальные живописные портреты исторических государственных и церковных деятелей разных эпох, произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря, памятники русского церковного искусства. А еще книги, портреты, гравюры, фотографии настоятельниц и монахинь конца XIX  – начала XX вв., облачение, фрагменты стенописи и даже целые иконостасы!

Само оформление выставки – стены, своды, потолки, освещение, – напоминает посетителям архитектурный комплекс монастыря, передает его светлую, парящую атмосферу.

Ценнейший экспонат выставки – «Духовная запись Великого князя Московского Василия III Ивановича». Это дополнение к духовному завещанию Великого князя Василия III, где впервые упоминается об основании Новодевичьего монастыря. Рукопись представлена на выставку Российским государственным архивом древних актов.

Отдельный зал выставки отдан под сокровища богатейшей монастырской ризницы, которая насчитывала более двух тысяч предметов декоративно-прикладного искусства XV-XIX веков. Напрестольные кресты и евангелия, множество икон в драгоценных окладах, облачения и пелены, драгоценные панагии, складни, церковные блюда, потиры, митры. И все эти ценнейшие экспонаты из золота, серебра, украшенные драгоценными камнями, жемчугом, гравировкой, чеканкой, чернью, сканью и эмалью.

Вызывают восхищение представленные древние иконостасы. Например, надгробный иконостас Царицы Евдокии Федоровны, который находился у юго-западного столба Смоленского собора. В состав иконостаса входят восемнадцать икон, которые царица-инокиня перевезла из разных обителей, а также ее келейная икона Богоматерь «Троеручица».

Обитель стала очевидцем многих событий русской истории. Построенная вблизи Смоленской дороги и трех старинных переправ через броды Москвы-реки, обитель принимала на себя удары крымских татар, была свидетелем Смуты, а в 1612 году, при освобождении столицы от польских интервентов, под ее стенами произошло одно из крупнейших сражений того времени. Стены обители помнят политические заговоры и семейные драмы, придворные интриги и народные волнения, царственных инокинь, опричников и казни мятежных стрельцов.

Заместители руководителей Московского областного и Нижегородского отделений Императорского Православного Палестинского Общества Александр Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) внимательно ознакомились со всеми представленными экспонатами, провели фотографирование, обсудили планы и перспективы совместных трудов в рамках программы «Возвращение памяти».

Особый интерес вызвали живописные портреты и фотографические снимки настоятельниц этой прославленной обители. У фотографии игуменьи Антонии (Каблуковой), члены ИППО Александр Панин и архимандрит Тихон обсудили работу, направленную на изучение ее жизненного пути.

С первого года своего игуменства матушка Антония начала активную деятельность по приведению в порядок многочисленных обветшалых монастырских строений, и в первую очередь – Смоленского собора.

Не случайно, что свою первую награду – наперсный крест, которым игуменья Антония была награждена от Священного Синода в 1887 году, она получила «за отлично усердные труды по благоустройству обители». Матушка много и долго потрудилась на благо обители, получив: «искреннейшую благодарность за достойный и радушный прием» от Великих князей Владимира Александровича и Павла Александровича, посетивших Новодевичий монастырь в 1887 году, благодарность от Великой княгини Елизаветы Федоровны «за пожертвованные игуменьей с сестрами многие рукоделия сверх денежных взносов в пользу пострадавших от неурожая» в 1891 году, портрет, пожалованный в 1892 году Великой княгиней Елизаветой Федоровной «с собственноручной ее подписью». Так была оценена благотворительная деятельность игуменьи Антонии по созданию в монастыре приюта для малолетних девочек-сирот. Приют стал называться Елизаветинским, так как находился под надзором Елизаветинского благотворительного Общества.

В 1887 году игуменья Антония была награждена от Святейшего Синода золотым наперсным крестом, в 1893 году – золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Государя Императора, а в 1896 году – третьим золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Государя Императора.

Игуменья Антония умерла 25 марта 1908 года на 88-м году жизни от воспаления легких и была погребена в склепе под соборным храмом в монастыре.

Работа, направленная на изучение жизненного пути игуменьи Антонии, а также других настоятельниц этой обители, будет продолжена.

 

Яндекс.Метрика