Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Посещение выставки «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков»

Посещение выставки «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков»

20.10.2024

17 октября 2024 года члены ИППО Александр Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) посетили выставку «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков» в рамках программы «Возвращение памяти».

Заместитель директора по науке Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» А.Н. Панин и игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) посетили данную выставку, которая открыта для посетителей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.  

Среди экспонируемых произведений – редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собраний Музея имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской Духовной академии.

Куратор выставки – главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, профессор кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии Олег Хромов. По его словам, «экспозиция дает возможность проследить развитие иконографии и технологии создания печатных антиминсов в течение трех столетий, начиная с реформ Патриарха Никона до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати».

Среди экспонируемых произведений обращает на себя внимание «Оплакивание» (около 1497 года) из знаменитого Кирилловского чина и «Положение во гроб» (XVI века).

Также на выставке представлены несколько антиминсов времени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона.

В конце XVII века в антиминсах Патриарха Адриана меняется иконография центральной композиции – вместо «Оплакивание» изображают «Положение во гроб». Эта иконография сохраняется в антиминсах Синодального периода. В 1722 году указом Святейшего Синода запрещалось изображать на антиминсах Бога Отца. Однако в конце XIX века Его изображение появляется в одном из синодальных изданий антиминса (этот антиминс также экспонируется на выставке).

Архимандрит Тихон и Александр Панин очень внимательно осмотрели все экспонаты, провели фотографирование и обсудили прекрасно изданный каталог этой выставки.

Особый интерес членов Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Тихона и А.Н. Панина вызвали виды монастырей: Свято-Троицкого Антониева Сийского, Николаевского Пешношского, Коломенского Старо-Голутвина и Суздальского Спасо-Евфимиева.

Отец архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин, осмотрев всю экспозицию, прогуливаясь по территории Андроникова монастыря, где и расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в беседе обсудили планы и перспективы краеведческих экспедиций, проводимых в рамках успешно реализуемой программы «Возвращение памяти».

Яндекс.Метрика