Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

В селе Пурех

В селе Пурех

19.08.2024

В селе Пурех

5 августа 2024 года действительные члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин), Александр Панин и Семен Ваксман в рамках программы «Возвращение памяти» посетили древнюю вотчину князей Пожарских – село Пурех

Заместители руководителей Нижегородского и Московского областного отделений ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин, а также  Семен Ваксман на протяжении многих лет посещают места, связанные с жизнью и служением на благо Родины князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

За прошедшие годы члены Палестинского Общества совершили уже более пятнадцати краеведческих экспедиций в различные уголки России, которые так или иначе связаны с этими великими именами.

Работа проводится и в рамках большого проекта, который ведется на базе Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», который возглавляют Семен Ваксман и Александр Панин.

Среди тех мест, где уже побывали члены ИППО, можно назвать: Мыт, Холуй, Верхний или Нижний Ландех, Пурех, Юрино, Суздаль, Ярославль, Нижний Новгород.

История села Пурех неразрывно связана с именем освободителя Отечества – князя Дмитрия Михайловича Пожарского, известного своей политической честностью и воинским талантом. Именно ему было доверено народом возглавить ополчение 1612 года, которое и освободило столицу нашей Родины.

Д.М. Пожарский получил вместе с боярским чином в 1613 году обширные земли Балахнинского уезда.

Спасо-Макарьевская обитель, созданная стараниями князя Д.М. Пожарского рядом с селом Крапивиным на Петряевской пустоши в 1622-1625 годах для бывших воинов народного ополчения, получивших тяжелые увечья и не способных самостоятельно добыть себе пропитание, была особой и имела свой уклад. Поселившиеся же рядом с обителью особой слободкой бобыли шили инокам одежды, тачали сапоги и коты, изготавливали конскую упряжь и готовили для общей трапезы питье и кушанья.

В описи нижегородских владений Д.М. Пожарского из писцовой книги 1621-1624 годов сказано: «Боярин же князь Дмитрей Михайлович в вотчине своей, в Пуретцкой же волости на вотчинной пустоши Петряевской поставил монастырь преподобнаго Макария Желтовотцково собою, а на монастыре церковь Преображения Христова да два предела: предел Макария чудотворца да предел Еуфимия суждальскаго, древена, верх шатром, а в церкве и в пределах все церковное строенье ево, вотчинниково, боярина князя Дмитрея Михайловича. А на монастыре святые ворота, а ограда в заметь, да две кельи игуменских да 8 келей братцких, да хлебня, да поварня, да напогребица, поставление боярское».

Из описания следует, что первоначально и сам монастырь, и церковь были деревянными. При этом церковь Преображения Христова имела только три придела. Время постройки монастыря и церкви можно датировать периодом 1614-1620 годов.

Позднее князь построил Преображенскую церковь каменной, пятипрестольной, добавив к трем уже существовавшим престолам еще два: во имя Успения Пресвятой Богородицы и Александра Свирского, расположив их в нижнем ярусе церкви.

С упразднением Преображенского Макарьевского монастыря его церковь в честь Преображения Господня в конце XVII века окончательно получила статус приходского храма. Около церкви уже к середине XVII века образовалась обширная слободка, получившая по монастырю название Макарьевской и носившая его до конца XVIII века. В начале XIX века Макарьевская слобода получила статус села, которое стали сначала называть Макарий – Пурих созвучно с Пурецкой волостью, а впоследствии просто Пурихом (после 1917 года Пурехом).

В начале XIX века Пурех – зажиточное село. В нем развиваются ремесла, торговля, в окрестных деревнях различные промыслы. В середине XIX века в селе Пурех проживало 547 жителей. По занятиям они разделялись на земледельцев, торговцев и ремесленников. В селе имелось также училище, открытое в 1858 году, в котором училось по 40-50 человек.

Важнейшим историческим событием для жителей села стало открытие в 1998 году памятника Д.М. Пожарскому на центральной площади.

Рядом располагается необыкновенный по красоте ансамбль Спасо-Преображенского собора, где когда-то хранилось знамя народного ополчения 1612 года, перенесенное в XIX веке в Оружейную палату Москвы, а также немало и других великих святынь. Величественность храма дополняется массивной оградой на каменных столбах, каменными воротами, через которые открывается панорама окрестных лесов и лугов, что придает романтическое настроение этому живописному уголку Пуреха. Богато село и старинными домами с тончайшей резьбой, лепным рисунком.

В 2005 году в селе Пурех открыл свои двери для посетителей краеведческий музей Д.М. Пожарского. Местом будущей экспозиции музея пока определен читальный зал сельской библиотеки, располагающийся на 2 этаже здания сельского Дома культуры, где сосредоточены места культурного досуга местных жителей. Само здание расположено на центральной площади села.

Действительные члены ИППО архимандрит Тихон, Александр Панин и Семен Ваксман осмотрели различные достопримечательности села, памятник князю Дмитрию Пожарскому, здание музея и, конечно же, величественный Преображенский храм. Все осмотренное было подробно сфотографировано.

Также было детально осмотрено и кладбище, частично уцелевшее в годы богоборчества, а все могилы были детально сфотографированы, а надписи на могильных камнях переписаны.

У алтаря храма члены ИППО трижды пропели «Вечная память» всем почившим православным христианам.

Особо была осмотрена и зафиксирована могила Ефима Савватеевича Ерофеева (1862 – 1937 гг.), человека глубокой веры и силы духа. Члены Палестинского Общества решили в ближайшее время провести исследование о жизни это человека. У могилы Е.С. Ерофеева члены ИППО еще раз пропели «Вечная память» рабу Божию Ефиму.

Яндекс.Метрика