Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Для музея Русского Патриаршества в г. Арзамасе воссоздано кресло Святейшего Патриарха Никона

Для музея Русского Патриаршества в г. Арзамасе воссоздано кресло Святейшего Патриарха Никона

30.08.2024

Для музея Русского Патриаршества в г. Арзамасе воссоздано кресло Святейшего Патриарха Никона

01.jpg
Архимандрит Варлаам (Денисов)
02.JPG
Послужной список архимандрита Варлаама (Денисова)
03.jpg
Прошение архимандрита Варлаама епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну
04.jpg
05.jpg
Кресло Патриарха Никона в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике
06.JPG
Надпись на подлокотнике кресла Патриарха Никона. Кирилло-Белозерский музей заповедник
07.JPG
08.jpg
Архимандрит Тихон (Затёкин) устанавливает изготовленную копию кресла Патриарха Никона в экспозицию. 29 августа 2024 года
09.jpg
Копия кресла Патриарха Никона в экспозиции музея Русского Патриаршества в г. Арзамасе
10.jpg
Копия кресла Патриарха Никона в экспозиции музея Русского Патриаршества в г. Арзамасе
11.jpg
12.jpg
13.jpg
14.jpg
Детали изразцовых окон Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря
15.jpg
Детали окон второго этажа Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря
16.JPG
17.jpg
Патриарх Никон руководит строительством Воскресенского собора в основанном им Ново-Иерусалимском монастыре. Художник Е.В. Кузовлева
18.jpg
19.JPG
20.jpg
21.jpg
Синодальные свитки
22.jpg
Синодальные свитки
23.jpg
Синодальные свитки

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, заведующий филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Музей Русского Патриаршества в г. Арзамасе», настоятель Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) для постоянной экспозиции, посвященной уроженцу Нижегородской земли – Святейшему Патриарху Московскому и всея России Никону, заказал арзамасским резчикам изготовить точную копию кресла Патриарха Никона, которое ныне находится в постоянной экспозиции Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Данный уникальный экспонат был детально сфотографирован и обмерен. Идея создания копии кресла Патриарха Никона возникла у архимандрита Тихона (Затёкина) еще в 2012 году, когда создавался музей Русского Патриаршества в стенах здания городского магистрата г. Арзамаса.  Однако из-за маловместительности музея такая идея не была осуществлена.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, экспозиция музея Русского Патриаршества в 2023 году была перенесена в отреставрированный подклет кафедрального Воскресенского собора города Арзамаса, что позволило увеличить площадь экспозиции этого уникального музея.

Историю самого кресла мы знаем из описания ризницы Кирилло-Белозерского монастыря, сделанное его настоятелем архимандритом Варлаамом (Денисовым), который, до назначения в эту обитель, возглавлял с 1844 по 1853 годы Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь в Нижегородской епархии. Сама личность этого настоятеля – уникальна.

Родился Варлаам (Денисов) в Новгородской губернии в благочестивой семье диакона Порфирия и жены его Дарии. В 1825 году окончил Новгородскую Духовную семинарию и был оставлен в ней преподавателем, в качестве учителя французского языка. Через год по собственному желанию поступил в Антониев монастырь Новгородской епархии, где 21 ноября 1826 года был пострижен в монашество, а 24 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона.

После принятия иноческого пострига, епархиальным начальством иеродиакон Варлаам был утвержден преподавателем греческого языка в той же семинарии. В 1828 году он был перемещен инспектором в Новгородские Духовные училища и назначен законоучителем одного из уездных училищ. Однако, в том же году, 4 апреля 1828 года, его вновь переместили в первоклассный Хутынский монастырь.

На следующий год иеродиакон Варлаам переходит в Олонецкую епархию и поступает в штат местного архиерейского дома с должностью присутствующего члена Олонецкой Духовной Консистории. 1 июня 1829 года он был рукоположен в сан иеромонаха. С началом нового учебного года, в том же году, его назначают на должность инспектора в открытую Олонецкую Духовную семинарию с правом преподавания в ней греческого языка и словесных наук. 24 октября 1833 года, его опять переводят, но уже  на должность инспектора в Вятскую духовную семинарию и в следующем году назначают там ректором.

С 15 июля 1834 года, по указу Святейшего Синода, иеромонах Варлаам становится настоятелем Верхо-Чепецкого Крестовоздвиженского монастыря, с возведением в сан архимандрита. Спустя шесть лет, в 1840 году, архимандрита Варлаама указом Синода переводят в Иркутскую епархию на должность настоятеля Вознесенского монастыря, где также назначают ректором и профессором богословия в Иркутскую семинарию. В следующем году он становится присутствующим членом Иркутской консистории. 14 сентября 1844 года последовал новый указ Святейшего Синода о переводе архимандрита Варлаама в Нижегородскую епархию, с назначением на должность настоятеля второклассного Макарьевского Желтоводского монастыря (со степенью настоятеля первоклассного).

Приступив к монастырским делам, архимандрит Варлаам сразу же написал рапорт Преосвященному Иакову (Вечеркову), епископу Нижегородскому и Арзамасскому, о том, что вешней водой с реки, разрушило остатки деревянного обруба возле монастырской башни, а в самом монастыре размыло все подвалы и погреба, деревянные тротуары и площадки у церквей, полы в нижних этажах братских келий, в трапезной и других местах. При этом угловая башня монастыря, обращенная в сторону города, стала грозить жителям своим скорым падением. Далее в рапорте отмечалось, что на всех пяти башнях и стене, протяженностью в 500 сажень, деревянные крыши и стропила прогнили и во многих местах уже упали. В четырех каменных корпусах по ветхости сгнили все лестницы, полы, потолки, оконные рамы и догнивающие крыши. В жилых корпусах везде полы крайне истерлись, лестничные марши пришли в ветхость, потолки подгнили, и все это требовало незамедлительного ремонта. Архимандрит предлагал безотлагательно укрепить весь берег (на протяжении 100 сажень, особенно юго-восточную часть), по правилам современной тогда науки, и обезопасить обитель от протекающей у его стен реки Волги. Необходимыми для этих работ средствами монастырь не располагал, и поэтому архимандрит Варлаам просил епископа Иакова ходатайствовать перед Святейшим Синодом о выделении необходимых сумм  на укрепление монастырского берега и починку всех ветхостей в обители. В 1844 году последовал указ Синода о том, чтобы была сделана смета и составлены подробные чертежи. Вследствие данного указа, архимандрит Варлаам обратился в Нижегородскую консисторию с просьбой оказать ему содействие в составлении необходимых чертежей. В следующем 1845 году, 5 февраля в Макарьевский монастырь был откомандирован для этого архитектор, но пока происходила переписка епархиального начальства с гражданским, настоятель вновь написал рапорт епископу Иакову, что в Троицком соборе усмотрел он трещину в южной арке под главным куполом. Из донесения следовало то, что главный купол «садился на своды и перетирал кирпич в щебень», в результате чего из трещины сыпалась известь и  штукатурка с большими кусками кирпича.

Для дальнейшего наблюдения за этим процессом, отец Варлаам распорядился установить специальные метки (или т.н. маяки) на трещинах в храме. В своем рапорте на имя владыки, описывая ситуацию, он также высказал свое мнение о том, что необходимо безотлагательно произвести  «формально-архитекторское свидетельство повредившейся арки». Не надеясь на скорое удовлетворение своего прошения, архимандрит Варлаам самостоятельно своими силами организовал работы по укреплению  монастырского берега. В рапорте епископу Иакову Варлаам сообщал о проделанной им работе: укреплена подошва юго-восточной башни,  исправлен каменный «пристенок», окружающий монастырь с южной стороны, внутри Успенской церкви своды, стены раскрашены масляными и клеевыми красками, поновлена живопись, поновлен иконостас. В Макарьевском храме оштукатурили панели, осыпавшаяся живопись была поновлена, иконы в иконостасе вычищены от копоти и покрыты лаком. Все пять монастырских церквей выбелены известью, а также все башни, пять корпусов и вся монастырская стена. В корпусах сделаны новые кровли, лестничные марши и поновлено семь печей. Окружающая монастырь стена покрыта новым тесом. Вследствие проведённых работ за счет средств монастыря, дело в Синоде о финансировании реставрационных работ в Макарьевском монастыре было прекращено, о чем Консистория и уведомила отца настоятеля, но, несмотря на это, он продолжал восстанавливать вверенную ему обитель.

Спустя 12 лет, в 1853 году, архимандрит Варлаам, по указу Святейшего Синода, был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь, но, будучи уже настоятелем другого монастыря, он писал нижегородскому купцу  И.П. Домнину « …не угрожает ли обители Вашей еще большая опасность со стороны реки Волги? Или эта угроза уже миновала оную? Целы ли укрепления берега, которые я семь лет строил своими скудными средствами и почти собственными руками?». Так, Макарьевская обитель лишилась грамотного и заботливого настоятеля, столько сделавшего для ее сохранения.

Находясь в Кирилло-Белозерском монастыре, где когда-то был в ссылке опальный патриарх Никон, архимандрит Варлаам написал и выпустил в свет книгу под названием «О пребывании Патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове монастырях».

22 марта 1857 года его вновь переводят настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, а спустя три года, 21 августа 1860 года, архимандрит Варлаам был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. Через два года его назначили на Оренбургскую кафедру, но уже 11 мая того же года он был уволен на покой.

Благодаря трудам архимандрита Варлаама, сохранилось подробное описание кресла Патриарха Никона, да и оно само дошло до наших дней. После закрытия в 1924 году Кирилло-Белозерского монастыря, кресло поступило в местный музей. В 1982 году в мастерской КБИАХМЗ художниками-реставраторами ГосНИИР Ю.Ф. Серовым и А.П. Яблоковым кресло Патриарха Никона было отреставрировано.

Из описания этого кресла мы узнаем следующее: «Сосланный в 1666 году в Ферапонтов монастырь Патриарх Никон был убежден в незаконности своего низло­жения. Но его послания, отправленные царю, не давали ожидаемых результа­тов. Тогда по благословению Никона, старец Иона стал делать на различных сосудах и домашней утвари надписи, в которых ссыльный назывался патриархом, зато­ченным «за слово Божие и святую цер­ковь». Были изготовлены деревянные кресты с подобными надписями и расставлены в различных местах у дорог. Кроме этого, по повелению Никона и при его участии, на Бородаевском озере был сооружен из камней остров, и на нем установлен крест с надписью о Патриархе. Эти кресты убрали в 1676 году по указу Патриарха Иоакима. На острове, существующем до сих пор, в 1998 году был вос­становлен поклонный крест. До настоящего времени уцелел единственный предмет, на котором со­хранилась надпись о пребывании Пат­риарха в ссылке в Ферапонтовом мона­стыре. Это его кресло. Оно осталось после пятилетнего пребывания Патри­арха в Кирилло-Белозерском монас­тыре, с 1676 по 1681 гг. Вероятно, сидя в этом кресле, Патриарх Никон выслу­шал радостное известие о своем поми­ловании царем Феодором Алексеевичем. На нижней части съемных  подлокотниках кресла была краской сделана старцем Ионой следующая надпись "POS (176=1668)-го марта въ А (1) д(е)нь сий стул здѣлан смиреным Никономъ пат­риархом въ заточении за слово Б(о)жие и за с(вя)тую ц(е)рк(о)вь въ Ферапон­тове мон(а)ст(ы)рѣ въ тюрмѣ".

Арзамасскими резчиками под руководством А.С. Жигалова это уникальное кресло также было изготовлено из березы, обтянуто кожей XIX века и обито гвоздями начала ХХ века. Роспись кресла была произведена сотрудниками иконописной мастерской «Ковчег» под руководством А.В. Анциферова. На подлокотниках кресла также была воспроизведена и памятная надпись о заточении Патриарха Никона в Ферапонтове монастыре. 29 августа 2024 года точная копия кресла заняла свое место в постоянной экспозиции музея Русского Патриаршества г. Арзамаса, и приезжающие паломники и гости города смогут увидеть этот уникальный экспонат.

В настоящий момент экспозиция, посвященная Святейшему Патриарху Никону, пополняется новыми экспонатами. На аукционе были приобретены две книги профессора Н.Ф. Каптерева: «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» (1909 года издания) и «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» (1913 г.), книга Н. Сергиевского «Святейший Всероссийский Патриарх Никон, его жизнь, деятельность, заточение и кончина» (1894 г.), книга В. Субботина «Дело Патриарха Никона» (1862 г.) и книга архимандрита Вениамина (Позднякова) «Жизнь Святейшего Никона, Патриарха Всероссийского» (1878 г.).
Также были приобретены две уникальные литографии конца XIX века с изображениями керамических изразцов, украшающих оконные проемы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.
Нижегородская Епархиальная мастерская «Ковчег» получила заказ на воспроизведение копии иконы XVII века «Спас на престоле с припадающими Святителем Филиппом митрополитом Московским и Святейшим Патриархом Никоном». Сама икона находится в экспозиции историко-художественного  музея «Новый Иерусалим».
По запросу архимандрита Тихона (Затёкина), историко-художественный музей «Новый Иерусалим» из своих запасников на безвозмездной основе предоставил сканы уникальных картин, написанных в разное время, посвященных жизни Патриарха Никона.
Нижегородский художник Е.В. Кузовлева для музея Русского Патриаршества написала картину «Патриарх Никон руководит строительством Воскресенского собора в основанном им Ново-Иерусалимском монастыре».
Заключен договор с московской фирмой «Макет-Экспо» на изготовление макета Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, а также копии модели храма Гроба Господня в Иерусалиме. Данная модель была подарена архимандриту Новоспасского монастыря Никону, в последствии – Святейшему Патриарху, Иерусалимским Патриархом Паисием в 1649 году. Также для экспозиции заказаны предметы обихода – две серебряные стопки, являющиеся вкладом Патриарха Никона в Валдайский Иверский монастырь, и копия коралловых четок Святейшего.
Государственный исторический музей предоставил сканы уникальных документов и грамот. В частности, грамоту о низложении Патриарха Никона и две разрешительные грамоты от Восточных Патриархов.

Работа по увеличению экспозиции, посвященной Святейшему Патриарху Никону, продолжается.

 

Яндекс.Метрика