Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Архимандрит Тихон (Затёкин) прочитал доклад в рамках XXXIII Международных образовательных чтений

Архимандрит Тихон (Затёкин) прочитал доклад в рамках XXXIII Международных образовательных чтений

30.01.2025

Архимандрит Тихон (Затёкин) прочитал доклад в рамках XXXIII Международных образовательных чтений

29 января 2025 года участники работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений по традиции собрались в Центре Оперного Пения Галины Вишневской рядом с древней обителью на Остоженке, Зачатьевским ставропигиальным женским монастырем, гостеприимно принимавшем в этот день игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. В президиуме пленарного заседания находились: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

Открывая работу монашеского форума, митрополит Павел передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и напомнил, что Рождественские чтения стали удобной площадкой для братского общения и обсуждения важных проблем монашеской жизни. Затем глава Московской митрополии передал слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.

Председатель Комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества отметил, что тема созидания монашества является одной из важнейших тем в жизни Церкви и пожелал плодотворной работы всем участникам собрания.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий в своем приветственном слове отметил, что 80-летие Великой Победы, которое мы отмечаем в наступившем 2025 году, имеет для братских народов России и Белоруссии колоссальное значение. Каждая годовщина Победы, по словам владыки Порфирия, это время для выражения благодарности, для размышлений и осознания ответственности за будущее. «Мирное и безмолвное житие», за которое пришлось заплатить высокую цену, епископ Порфирий назвал Божиим благословением. В годы Великой Отечественной войны Белоруссия была одной из наиболее пострадавших республик Советского Союза, и Церковь, будучи верной своему народу, не оставляла своих чад без попечения. В условиях войны храмы и монастыри стали центрами духовной поддержки для белорусов. Верующие активно участвовали в богослужебной жизни, приобщались церковным таинствам. «Сегодня, с благодарностью вспоминая тех, кто сохранил монашество на Белорусской земле, важно помнить уроки подвига этих людей, стремление к добродетели в любых обстоятельствах», – сказал в своем приветственном слове епископ Порфирий, пожелав участникам монашеского направления Рождественских чтений, отдаляясь во времени от своих дедов и прадедов, не отделяться духом от тех, кто пролил кровь за народ, веру и Отечество.

В докладе, посвященном 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, рассмотрев различные периоды жизни святителя, показал, как проявлял себя будущий Предстоятель Церкви в общении с людьми, исполняя церковные послушания. Исключительную доброту, сердечную простоту и любовь к ближним отмечали многие современники, лично знавшие Патриарха Тихона.

Глубокие богословские знания, мягкий, доброжелательный характер расположили к молодому преподавателю сотрудников и учащихся Псковской семинарии, а также жителей патриархального Пскова, куда приказом обер-прокурора Святейшего Синода был назначен Василий Беллавин после Санкт-Петербургской духовной академии преподавать основное, догматическое и нравственное богословие. Не строгостью, а любовью и глубоким знанием предмета, умением преподнести его в интересной форме вдохновлял будущий святитель осваивать дисциплины.

Позднéе его служение в епископском сане неизменно оставляло самые добрые чувства в сердцах людей, где бы ни нес свои послушания Святейший Владыка. Так, прослужив 9 лет в Северной Америке, в 1905 году он был удостоен сана архиепископа за миссионерские труды. А в 1913 году награжден орденом святого князя Александра Невского за любовь к пастве и труды по благоустроению приходской жизни.

Когда в 1907 году владыка Тихон стал архиепископом Ярославским и Ростовским, митрополит Флавиан в беседе с чиновником Святейшего Синода А.П. Роговичем, назвал его наиболее подходящим кандидатом на Патриарший престол. Примечательным представляется и тот факт, что по прибытии в Ярославль, архиепископ Тихон распорядился напечатать в епархиальных ведомостях извещение, в котором просил не присылать ему анонимные доносы, в прошениях не писать «кавалеру орденов», при представлении не делать земные поклоны.

Служение святителя в Ярославле (владыка прослужил на Ярославской кафедре с 1907 по 1914 год) было отмечено избранием его Ярославской Городской Думой почетным гражданином города. Это решение было утверждено Государем Императором Николаем Александровичем. Архиепископ Тихон стал первым русским архиереем с таким званием.

Период служения архиепископа Тихона на Виленской Земле совпал с началом Первой мировой войны. Владыка неутомимо посещал лазареты и воинские части, раздавая все свои личные сбережения нуждающимся. 21 июня 1917 года он был избран на Московскую митрополию, произведя на всех собравшихся наилучшее впечатление своей простотой и сердечностью.

30 октября 1917 года Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви вынес предложение о восстановлении Патриаршества в России, а 5 ноября в Храме Христа Спасителя митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) был избран Патриархом. 21 ноября по старому стилю, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля нареченный Патриарх Тихон был возведен на престол Первосвятителей Московских. Современники отмечали, что, несмотря на высокое положение, он остался доступным, жизнелюбивым и добрым человеком. «Своей мягкостью, кротостью, снисходительностью, своим тихим и любовным отношением к людям Святейший Патриарх умел всех примирить и успокоить. Умел победить своим незлобием все враждебное Церкви и внутри, и вне Ее. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом он собрал воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В черную ночь церковного безвременья его незапятнанное имя стало светлым маяком, указывающим путь к истине Православия», – сказал в заключение докладчик.

Комментируя выступление архимандрита Тихона, заместитель председателя СОММ, игумения Иулиания отметила, что работа монашеского направления Рождественских чтений проходит рядом со зданием, где располагалась больница, в которой окончил в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы свой земной путь святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Матушка также рассказала, что Патриарх Тихон служил в Зачатьевском монастыре и молился перед иконой Благовещения, которую передали ему сестры Зачатьевской обители.

 

Яндекс.Метрика