Посещение Алексеевского женского монастыря г. Арзамаса
29 марта 2025 года действительные члены Нижегородского и Московского областного отделений ИППО архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), А.Н. Панин и С.Я. Ваксман посетили Алексеевский женский монастырь города Арзамаса.
Члены Палестинского Общества уже неоднократно посещали этот древнейший городской монастырь, тесно связанный с родом Страгородских и будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским).
Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу Царя Михаила Федоровича как «Царское богомолье».
Ктитор обители, первый из династии Романовых Царь Михаил Федорович, прислал в монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алксия, человека Божия, — небесных покровителей Царской семьи.
Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями. До 1813 года Община подчинялась Арзамасскому Николаевскому женскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины Мария Петровна Протасьева (в схиме Марфа — 1785-1813 гг.), а также ее ученица, 4-я настоятельница Ольга Васильевна Стригалева (в схиме Олимпиада — 1813-1828 гг.). Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII века в ней состояли 38 сестер, в начале XIX века уже 270 сестер. Преосвященный Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал, что: «сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей».
Определением Святейшего Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская Община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». А 5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская) была возведена в сан игуменьи.
К 1917 году в обители было более 800 насельниц и 3 храма. Пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году, с пределами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, Сошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; 3-этажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.
В монастыре было 19 корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, каменные ледники, амбары, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах. К 1917 году, по количеству владений, это была одна из самых крупнейший женских обителей в России.
В монастыре особо были развиты художественные рукоделия и ремесла. Сестры занимались шитьем золотом и серебром плащаниц, облачений и других церковных вещей; украшением образов золотым шитьем, жемчугом, фольгой и цветами. Золотошвейные работы были настолько развиты, что заказы приходили не только со всей России, но и из-за границы: Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима. За фольговые и мелкие золотошвейные работы комитетом Нижегородской кустарно-промышленной выставки-ярмарки в 1885 году Алексеевская Община награждена была бронзовой медалью.
С первой половины 1920-х годов началось постепенное разрушение этого величественного духовного центра. Воинская часть (ныне это воинская часть 17845, где готовят связистов) прочно обосновалась в стенах бывшей обители. Цвет и гордость Арзамаса – Алексеевский Новодевичий монастырь был поруган и осквернен. В наши дни идет трудное возрождение обители.
Посещение Алексеевской обители было связано с именем блаженной Елены Афанасьевны.
Блаженная Елена Афанасьевна происходила из рода дворян Дертьевых. Отец ее был чиновником, служившим в Арзамасе. Родители воспитали Елену в страхе Божием и, дали ей домашнее образование, подобающее своему званию. С самого детства она изъявляла желание посвятить себя монашеской жизни.
Настоятельница Общины Марья Петровна Протасьева приютила Елену Афанасьевну. Вскоре окружающие начали замечать, что она вовсе не безумная, как показалось изначально, а напротив очень умна: речи ее были иносказательные, а, иногда, даже изобличали в ней дар предвидения. Если она бранилась, то оказывалось, что она и действительно журит за дело. Знавшие за собой какие-либо тайные грехи даже боялись показываться ей на глаза. Одежду она носила не монашескую, а мирскую, подобающую ее дворянскому званию: ситцевое платье и чепец. В руках у нее постоянно был носовой платок, который она то и дело свертывала и развертывала. Спать она, почти никогда, не ложилась, а дремала сидя, просыпаясь очень часто.
Многие жители не только Арзамаса, но и Нижнего Новгорода и иных губерний стали посещать ее в поисках духовных советов. Именно Елена Афанасьевна предсказала монашеский путь архимандриту Антонию (Медведеву).
Скончалась юродивая Елена 28 марта 1820 года в самое Светлое Воскресение, в присутствии настоятельницы и многих сестер обители, в то время, когда в храме совершалась первая Пасхальная вечерня, а 1 апреля, в четверг Светлой седмицы, совершилось ее погребение при бесчисленном стечении народа.
Келья Елены Афанасьевны была деревянная. Впоследствии, когда был построен каменный корпус длиною в 38 сажен, на месте этой кельи в нем устроена псалтирная, в которой помещена резная группа положения Иисуса Христа во гроб. Здесь же установлено непрестанное чтение псалтири по усопших, а на память о Елене Афанасьевне поставлен ее портрет. Память о почившей свято хранилась в Арзамасе, и имя ее поминалось во всех церквах городских.
В Святых вратах обители архимандрита Тихона (Затёкина), иеродиакона Евстафия (Полякова), Александра Панина и Семена Ваксмана встретила инокиня Александра, которая провела подробную экскурсию по части обители.
Члены ИППО осмотрели трехэтажную каменную церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя Алексея, человека Божия. Согласно описанию, составленному И.Н. Четыркиным, сама церковь «занимала верхний этаж здания; в среднем помещаются трапеза, келарня; в нижнем хлебопекарня, квасоварня и несколько келий для трудящихся здесь сестер. Здесь же в особом отделении помещается и библиотека».
В храме члены ИППО помолились об упокоении почивших сестер обители и настоятельниц, а также молитвенно помянули юродивую Елену.
В ближайшее время силами Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» под руководством Александра Николаевича Панина будет проведено тщательное архивное изыскание о жизни и подвигах юродивой Елены Афанасьевны, а также о настоятельницах.