Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Посещение Арзамасского Никольского женского монастыря

Посещение Арзамасского Никольского женского монастыря

01.04.2025

Посещение Арзамасского Никольского женского монастыря

28 марта 2025 года действительные члены Нижегородского и Московского областного отделений ИППО архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), Александр Панин и Семен Ваксман посетили в рамках программы «Возвращение памяти» Арзамасский Никольский женский монастырь.

Посещение этой древней Арзамасской женской обители связано с выявлением мест захоронений членов Императорского Православного Палестинского Общества. 

Также данная работа проводится и в рамках большого проекта, который ведется на базе Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», который возглавляют Семен Ваксман и Александр Панин. Эта работа направлена на выявление и изучение истории монастырей, в которых подвизались подвижники благочестия, которые своей жизнью и трудами прославили наше великое Отечество.

Основание Николаевского монастыря неразрывно связано с воспоминанием об основателе его Феофилакте Яковлеве.

Н.М. Щегольков сообщает, что «около 1580 г. один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев, по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца».

К 1913 году Никольский монастырь был вполне благоустроен. Здания его и постройки были покрашены и чисто выбелены, аккуратные дорожки и клумбы с цветами радовали глаз. Внутреннее пространство храмов со старинными резными иконостасами и многочисленными иконами, ценными церковными вещами были плодами трудов и гордостью монахинь, число которых достигло 325 человек. Сестры ни в чем, необходимом для иноческой жизни, не нуждались и могли спокойно заботиться о своем духовном спасении. Не имея богатых и постоянных жертвователей, они жили в основном своим трудом, работая на земельных угодьях, принадлежащих монастырю; в монастырской иконописной мастерской; шили церковные облачения, искусно украшая их золотой вышивкой; изготовляли обувь, вязали ботинки, чулки и пуховые платки, стегали одеяла.      

Монастырь был подлинным украшением всего города. Пластика архитектурных форм его зданий, ярко-синие главки храмов с золочеными звездами и крестами восхищали гостей города и были гордостью арзамасцев. Голос колоколов Николаевского монастыря, вплетаясь в гармонию звука еще почти 200 арзамасских колоколов, создавал удивительное чувство праздника или печали, благотворно действуя на духовное и физическое здоровье людей.

Святитель Николай заботился о процветании своего монастыря: хор сестер славился пением во всей округе, на высочайшем уровне было поставлено золотошвейное мастерство. В XIX веке долгое время наставником сестер был старец протоиерей Авраамий Некрасов, духовное чадо святого преподобного Серафима Саровского.

В 1926 году монастырь был закрыт, переименован в «Комсомольский городок» и частично разрушен, сестры разогнаны. Многие подверглись репрессиям, погибли в тюрьмах, на этапах, в концлагерях.

Игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон подробно рассказал членам Палестинского Общества историю обители. После чего возле памятного креста, устроенного в память священнослужителей, игумений и сестер обители члены Императорского Православного Палестинского Общества трижды пропели «Вечная память». Также члены Палестинского Общества помолились и об упокоении протоиерея отца Авраамия, погребенного у монастырского собора.

В монастырском соборном храме отец архимандрит Тихон, иеродиакон Евстафий, Александр Панин и Семен Ваксман поклонились главной святыни обители – резной иконе Святителя Николая, которая около 1580 года была принесена в дар игуменом Спасо-Преображенского монастыря Сергием и прославилась чудотворениями.

По завершении осмотра территории монастыря, члены ИППО приняли решение более подробно изучить жизненный путь настоятельны игуменьи Евфросинии.

Матушка игуменья Евфросиния, в миру Евгения Андреевна Бельская, дочь священника села Ильиной горы Симбирской губернии. Она поступила в обитель в ранней юности, пользовалась особым попечением отца Авраамия Некрасова и любовью игумений Марии и Паисии. Она стала настоятельницей в 1901 году.

Историко-Генеалогический Центр «Архивное Дело» под руководством Александра Николаевича Панина проведет в ближайшее время тщательную поисковую работу.

Яндекс.Метрика