Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Агафодор (Преображенский)

Агафодор (Преображенский)

Епископ Балахнинский Агафодор (Преображенский). РГИА

Настоятели Вознесенского Печерского мужского монастыря

Агафодор (Преображенский)

Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии

(1888 — 1891)

 

 

Епископ Балахнинский Агафодор (впоследствии митрополит), в миру Павел Флегонтович Преображенский, родился в декабре 1837 года в селе Спасское Пошехонского уезда Ярославской епархии, в семье диакона Флегонта Ивановича Преображенского. Образование получил в Пошехонском уездном духовном училище и Ярославской духовной семинарии, курс которой окончил со степенью студента в 1860 году.

 9 октября того же года Высокопреосвященнейшим Нилом рукоположен в священника с назначением в церковь села Воскресенское Мышкинского уезда. Через три с половиной года Павел лишился супруги и детей. В 1864 году, будучи сельским священником, он учредил народное бесплатное училище в деревне Игнатово Мологского уезда, которое содержал исключительно на свои средства до 1873 года и с помощью земства — с 1873 по 1879 год. Был также в нем безвозмездно смотрителем с 1864 по 1876 год, распорядителем с 1876 по 1884 год и законоучителем (1864 — 1884). В мае 1865 года за особое усердие и полезные труды в деле проповеди катехизического учения преподано ему архипастырское благословение.

  В октябре 1865 года Павел учредил в Воскресенском второе бесплатное приходское училище, которое содержал на свои средства по 1869 год и с помощью земства — по 1882 год, исполняя должность наблюдателя и законоучителя. В 1866 году был избран председателем приходского Попечительства села Воскресенского со званием попечителя прихода. 17 июня 1867 года награжден набедренником — «за особые труды по проповеданию слова Божия». 23 октября 1868 года за усердную епархиальную службу награжден черной бархатной скуфьей. Неоднократно Ярославский губернский училищный Совет объявлял ему благодарность за безвозмездные труды по народному образованию — «как достойнейшему из учителей по способности к преподаванию, педагогическому такту, упрощенным, приноровленным к детским понятиям приемам и усердию».

  С 1869 по 1877 год, по выбору духовенства, Павел Преображенский проходил должность депутата по присутственным местам. В 1875 году назначен опекуном над имением и малолетними детьми умершего священника села Введенского. Неоднократно был награжден «за отлично-усердную службу в сане священника»: в 1873 году Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей, в 1877 году — бархатной фиолетовой камилавкой (за отличную службу и особые труды по устройству храма и приходского попечительства).

  С 1877 по 1884 год был благочинным над сельскими церквями. В 1878 году определен настоятелем соединенного Воскресенского прихода; был председателем духовно-окружных училищ съездов духовенства в г. Угличе. В апреле 1881 года за особые труды в должности благочинного и законоучителя Всемилостивейше награжден наперсным крестом.

  В ноябре 1881 года Павел Преображенский назначен окружным благочинным по городу Мышкину и Мышкинскому уезду. За услуги, оказанные раненым воинам в Восточную войну (1877 — 1878 гг.), в июне 1882 года удостоен знака Красного Креста. 11 июня 1884 года перемещен в настоятеля и благочинного Мышкинского Успенского собора и городских церквей.

  22 июля 1884 года Павел Преображенский возведен в сан протоиерея. В 1884 году вступил в должность директора Мышкинского тюремного отделения, члена Оспинного комитета и члена Временного строительного комитета по устройству Никольского собора, затем председателя того же комитета, члена Мышкинского уездного училищного совета, наблюдателя за церковно-приходскими школами по уезду. В июле 1885 года утвержден законоучителем Мышкинского городского двухклассного училища. 13 апреля 1886 года Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени.

  В должности протоиерея Успенского собора он ввел беседы с прихожанами, помимо проповедей и богослужений, по особо выработанной и строго определенной программе, и проводил их неизменно в течение трех лет. В 1887 году в бытность свою в С.-Петербурге был приглашен на заседание училищного совета при Святейшем Синоде, где имел случай сделать живое и обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе; был награжден от Святейшего Синода книгой Библии.

  В 1888 году, 1 февраля, через 23 года вдовства своего Павел был пострижен в монашество с именем Агафодор, а 2 февраля того же года возведен в сан архимандрита.

  13 февраля 1888 года он назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 24 февраля наречен во епископа, а 28-го хиротонисан в Соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей в предстоянии первенствующего члена Святейшего Синода Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора.

 

Епископ Агафодор Епископ Агафодор

 В Нижний Новгород епископ Агафодор (Преображенский) прибыл 15 марта 1888 года и был с радостью встречен нижегородским духовенством во главе с протоиереем П. Владимирским. В этот день Преосвященный проследовал в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где его также приветствовали духовенство и народ. В нижнем храме собора, в усыпальнице, Владыка поклонился праху нижегородских святителей и гражданина Козьмы Минина. Преподав свое архипастырское благословение народу, Преосвященный Агафодор встретился с правящим архиереем, епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом и губернатором Н. М. Барановым, после чего прибыл в Печерский Вознесенский монастырь, вступив в права его настоятеля.

 С первых же дней Владыка Агафодор принялся за неустанный и ревностный труд на благо епархии. Уже в марте, месяце своего прибытия на Нижегородскую землю, он состоит председателем Нижегородского епархиального совета Братства св. Креста с правом заведования миссионерами епархии и наблюдения за их деятельностью; председателем Археологической епархиальной комиссии, Почетным председателем Епархиального училищного совета, Почетным членом Братства св. блгв. князя Георгия.

 

Крестный ход в память 700-летия св. блгв. Князя Георгия Всеволодовича. Фото М. Дмитриева. ГУ ЦАНОКрестный ход в память 700-летия св. блгв. Князя Георгия Всеволодовича. Фото М. Дмитриева. ГУ ЦАНО

 

В 1888 году в Нижнем Новгороде, как и по всей России, широко отмечалась дата 900-летия Крещения Руси, а вскоре за этим юбилеем праздновалось 50-летие со дня воссоединения униатов. Кроме того, в Нижнем Новгороде и во Владимире-на-Клязьме 4 февраля 1889 года совершались торжества в честь 700-летия со дня рождения св. блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича, подвижника веры, основателя Нижнего (Владимир же был его колыбелью, его стольным городом и принял в себя для вечного упокоения его тело). Эти празднества подняли религиозное настроение русского народа до высочайшей степени. Владыка Агафодор принимал активное участие в подготовке и ведении церковных торжеств совместно с правящим тогда архиереем Преосвященным Модестом (Стрельбицким). Накануне дня молитвенного воспоминания об основателе города великом князе Георгии Всеволодовиче всенощное бдение с особой торжественностью было совершено Преосвященным Модестом в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а Преосвященным Агафодором — в Архангельском соборе, где находилась икона св. блгв. князя Георгия с частицей его мощей. В день 4 февраля благовест к литургии был произведен одновременно во всех городских и кремлевских храмах. В Архангельском соборе литургию и после нее молебен совершал Преосвященный Агафодор. По окончании богослужения из Спасо-Преображенского собора отправился с крестным ходом Преосвященный Модест в предшествии многочисленного духовенства и певчих в парадных одеждах — в Архангельский собор, за иконой св. вел. князя Георгия. Крестный ход был встречен Преосвященным Агафодором с крестом и кадилом. После всех почестей, отданных святыне, произнеся молитву святому князю и выйдя с духовенством из алтаря, архиерей направил крестный ход в Спасо-Преображенский собор: за хоругвями, иконами и духовенством три протоиерея несли крест, Евангелие и икону Одигитрии, за ними следовал Преосвященный Агафодор, за ним — два архимандрита несли икону святого великого князя, осеняемую рипидами, а за ними шел Преосвященный Модест. После Божественной Литургии, отслуженной со всем возможным торжеством в Спасо-Преображенском соборе, Преосвященные Модест и Агафодор совершили молебен святому князю Георгию. И крестный ход, с несметным числом горожан, тем же порядком сопроводил святыню на место ее пребывания. Из собора Преосвященные Модест и Агафодор, сопровождаемые духовенством и многими светскими лицами, отправились в духовную семинарию, где участвовали в юбилейном заседании нижегородского Братства св. блгв. князя Георгия Всеволодовича…

  По воспоминаниям современников, Владыка Агафодор обладал глубоким тактом, завидной выдержкой и искренним миролюбием, и эти его качества наблюдались во всей его жизнедеятельности. Остался он в памяти нижегородцев и как попечитель: на свои личные средства Владыка Агафодор открыл 15 сентября 1888 года, в память 900-летия Крещения Руси, Свято-Владимирскую церковно-приходскую школу при Печерском монастыре. Старое здание училища пришло в ветхость, и Владыка распорядился отремонтировать Палладиевский корпус, который использовался под дровяной склад.

  Занимая должность председателя Археологической епархиальной комиссии, Преосвященный Агафодор стал руководить делом изучения Нижегородского края и, что особенно важно, — поддержания и восстановления памятников церковной старины. Любовь Владыки к археологическим занятиям вскоре обратила на него внимание общества, и он был избран Почетным членом Нижегородского статистического комитета (с 28 мая 1888 года) и действительным членом Нижегородской губернской архивной комиссии. Преосвященный Агафодор принимал активное участие в устройстве в Нижнем Новгороде Петровского музея в доме на Почайне, где останавливался Петр Великий.

  Но особенно важным делом для Владыки стала неустанная забота о возрождении Печерского Вознесенского монастыря, которую он проявлял с первых же дней своего поселения здесь, в качестве настоятеля. Надо заметить, что к 1880-м годам Нижегородский Печерский монастырь находился в самом печальном состоянии: часть горы, прилегавшей к монастырю, обвалилась; в подвальном и первом этаже, где жил настоятель, образовались трещины; каменная ограда с башнями всюду имела значительные повреждения. Всё это, по мнению техников, оценивалось в 100.000 рублей ремонта, несмотря на то, что начало восстановительных работ уже было положено Преосвященным Димитрием (Самбикиным). Однако честь полного восстановления монастыря принадлежит Преосвященному Агафодору, который и выполнил с успехом выпавший на его долю великий труд. При скудных наличных средствах монастыря нелегко было возродить его, но на призыв Преосвященного помочь в деле благоустройства древней обители откликнулись многие в Нижнем Новгороде и даже в Санкт-Петербурге. По мере поступления пожертвований неутомимая рука заботливого хозяина работала повсюду в монастыре — от алтарей и до колоколен, от сводов до усыпальниц, от жилых помещений и до кладбищ, от разных служб (погребов, садов, цветников, прудов) до деревянной ограды и укрепления откосов по склону горы. Заботясь о внешнем благоустройстве обители, Преосвященный Агафодор с неусыпной энергией прилагал все старания к поднятию благочестия среди иноков и восстановлению строгого внутреннего порядка в обители; число братии при нем увеличилось с двенадцати до сорока человек. Высшая духовная власть со вниманием следила за деятельностью Преосвященного Агафодора и отметила его заслуги, сопричислив к ордену св. Владимира 3-й степени.

  Но, к сожалению, недолго Владыке Агафодору довелось трудиться в Нижнем Новгороде: едва успел он привести в порядок Печерский монастырь, как последовал указ Святейшего Синода (от 2 марта 1891 года), где повелевалось ему быть епископом самостоятельной, Сухумской, епархии. С великой скорбью нижегородцы расставались со своим любимым архипастырем. 21 марта Преосвященного чествовал хлебом-солью нижегородский губернатор Н. М. Баранов в присутствии епископа Нижегородского и Арзамасского Владимира (епископ Владимир (Петров) к этому времени возглавлял Нижегородскую кафедру, с декабря 1889 года). Преосвященному Агафодору на память был преподнесен серебряный стакан с подстаканником. В Печерском Вознесенском монастыре, в настоятельских покоях нижегородцы с городским головою А. М. Губиным преподнесли епископу Агафодору драгоценную панагию в память его трехлетнего служения в сане викария Нижегородской епархии. В день Благовещения Пресвятой Богородицы Преосвященный Агафодор совершил свою последнюю в Печерском монастыре Божественную литургию, при огромном стечении богомольцев. Наместник монастыря Игумен Аркадий в благодарность за труды, понесенные на благо обители, преподнес Владыке от братии икону Божией Матери. 23 марта 1891 года Преосвященный Агафодор отбыл, через Москву, на Сухумскую кафедру, напутствуемый от всех провожающих искренними пожеланиями всякого благополучия.

  В 1891 году Сухумская епархия входила в состав Грузинского экзархата и состояла из Черноморского и Сухумского округов Кутаисской губернии. По прибытии во вверенную епархию Владыка Агафодор занялся ее благоустроением. При нем был полностью отремонтирован Кафедральный собор и построен новый архиерейский дом. Преосвященный много ездил по селениям и городам, обозревая свою новую епархию и помогая, чем мог. Пребывая на этой кафедре, он учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал комиссию по переводу богослужебных книг на абхазо-адыгейские языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями: в результате за два года было крещено около тысячи абхазов. В 1892 году Владыка учредил Археологическую епархиальную комиссию; при нем был восстановлен в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался св. Иоанн Златоуст.

  Всего лишь два года довелось пребывать Владыке Агафодору в Сухумской епархии: указом Святейшего Синода определено было его новое послушание — на Ставропольской кафедре. 15 августа 1893 года Преосвященный Агафодор отбыл к новому месту своего служения. И здесь, с первых же дней пребывания на кафедре, святитель Христов вновь взялся за устроение епархии, служа в городских храмах и выезжая в отдаленные приходы. Назначение Преосвященного Агафодора на Ставропольскую кафедру вызвано было еще и необходимостью энергичной борьбы с сектантством и расколом, и Владыка усердно трудился на этом поприще, не жалея своих сил. В 1901 году Преосвященным Агафодором были устроены миссионерские курсы, основана церковно-приходская школа в ставропольской тюрьме. В 1906 году Владыкой устроен был местный археологический музей, которому Священный Синод присвоил имя основателя.

  6 мая 1907 года за усердные труды Святейший Синод удостоил Владыку Агафодора саном архиепископа. Трудами святителя в епархии было основано 240 новых храмов и 3 монастыря. Всегда чуткий и внимательный к чужой нужде, Владыка обращал особое внимание на развитие и расширение разного рода благотворительных епархиальных учреждений, состоявших под его руководством и наблюдением. Щедрая благотворительная и религиозно-просветительная деятельность Преосвященного Агафодора далеко выходила за пределы Ставропольской епархии. Он состоял Почетным членом 35-ти различных благотворительных, ученых и просветительских обществ, братств, в том числе всех четырех российских духовных академий. В 1910 году Святейший Синод наградил его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

  В 1918 году кафедра была переименована, и Высокопреосвященный Агафодор стал носить титул архиепископа Кавказского и Ставропольского. В мае 1919 года участвовал в работе Собора, состоявшегося в Ставрополе. В том же году возведен в сан митрополита.

  К сожалению, до сих пор остаются неизвестными место кончины и погребения Высокопреосвященнейшего Агафодора.

  Среди печатных трудов Агафодора (Преображенского): «Катехизические беседы о христианской вере» (1887), «Элементарный курс Закона Божия для начальных училищ» (1888).

Яндекс.Метрика