Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Александр (Каменев)

Александр (Каменев)

Иеромонах Александр (Каменев)

Иеромонах Александр (Каменев)

      Иеромонах Александр  родился 29 июня 1960 года в городе Перми. По окончании средней школы в 1977 году  он вместе со своей матерью  переехал на жительство в Москву, откуда был призван в ряды вооруженных сил, где был зачислен в спецвойска особого назначения.

После окончания срока службы в 1981 году Александр Каменев поступил на работу во Всесоюзный институт легких сплавов, откуда в 1984 году по путёвке был направлен на обучение в институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова.  В 1989 году, он закончил обучение на экономическом факультете института народного хозяйства и стал преподавать основы маркетинга, менеджмента, консалтинга в ряде институтов города Москвы.

Начиная с 1992 года, Александр Каменев стал посещать храмы и монастыри  Московской области. После беседы со старцем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Наумом  с его благословения  он поехал в Серафимо-Дивеевский монастырь, где работал на различных послушаниях.

         В  1993 году Александр Каменев получил благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) проходить послушание в Нижегородском Благовещенском монастыре.[1]

     В 1993 году решением  Горисполкома был передан в ведение Нижегородской епархии комплекс  Вознесенского Печерского монастыря, где 31 августа в отделе юстиции исполкома Нижегородского областного совета народных депутатов была зарегистрирована  община верующих.  В начале 1994 года, постановлением  Священного Синода  в Печерском монастыре  была возобновлена монашеская жизнь. В связи с этим община верующих сообщила в отдел юстиции о своем самороспуске.[2]

      В марте 1994 года последовало благословение  Высокопреосвященнейшего митрополита Николая о переводе послушника Александра Каменева из Благовещенского монастыря в Печерскую обитель.[3]

        На тот момент в Печерской обители ещё размещались различные светские организации: несколько  кооперативов, склады МЧС и ТОО «Нижегородский реставратор».

        В своём интервью газете «Нижегородский рабочий»  Александр Каменев рассказывал: «Сначала мы подвизались в Благовещенском монастыре. Теперь же, по благословению о. Кирилла, игумена нашего, находимся здесь. Монастырь сейчас принадлежит епархии. Находимся мы здесь с 18-го апреля. Когда мы приехали, нам освободили одну келью. Тут мы сами себе готовим трапезу, молимся и работаем. Дел очень много, а делателей, как видите, мало... Надеемся, что со временем нам будут помогать. Может быть, соседний приход окажет содействие, паломники будут приходить, из нашего Благовещенского монастыря батюшка помощь пришлет... Ну а пока, с Божьей помощью, нас здесь двое. Молимся мы сейчас в надвратной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Основной монастырский собор — это храм Вознесения Господня. Я слышал, что из этого монастыри вышло шесть святых угодников Божиих. Раньше это был очень известный монастырь. Со временем, с Божьей помощью, из летописи мы все узнаем подробно. Сейчас же очень много работаем. Утром завтракаем и только вечером, когда солнышко садится, возвращаемся в келью».

       31 декабря 1994 года в Благовещенском мужском монастыре состоялся монашеский постриг послушника  Печерского монастыря Александра Каменева. Постриг совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай с оставлением имени данным ему при святом Крещении – Александр. В своём слове назидания владыка сказал: «Пройдя дорогой мирского жития, увидев, что он для тебя не по силам, ты нашел пристанище в монастырских стенах, но не думай, что монастырские стены оградят человека от бурь и страстей. Если человек сам не оставит внутренней сумятицы, он нигде не найдет покоя. Жизнь каждого человека находится в руках Божьих, и, как бы он ни метался, если ему начертано быть у престола Божьего, то он будет у него. Вероятно, что от утробы матери своей ты должен быть в церкви. Но мы, к сожалению, в служении Богу видим что-то не укладывающееся в человеческие понятия. Ты принял монашеские обеты. Пусть Всевышний Господь по молитвам святых угодников, данного тебе при, крещении ангела, святого, имя которого носишь, помогает тебе на твоем пути. Всегда уповай на Бога. Помни обеты, данные пред алтарем и святым Евангелием, и не ищи другие пути совершенствования — они приведут тебя в вечную погибель. Помогай ближнему твоему в трудном монашеском делании. Мир Божий да хранит тебя во веки веков. Аминь».[4]

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершает чин посвящения  Александра Каменева во иподиакона. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершает чин посвящения Александра Каменева во иподиакона.

       Через несколько дней, 5 января 1995 года, Высокопреосвященный митрополит Николай совершил освящение престола и первую Божественную литургию в надвратной Евфимиевской церкви Печерского монастыря, во время  которой монах Александр был рукоположен в сан иеродиакона. Обращаясь к верующим, владыка сказал: «Освящением первого храма сей обители зажглась еще одна лампада на нижегородской земле. Монастырь этот стоял на берегу великой русской реки, и каждого, кто проплывал по ней на судах, благословлял на его дела. По грехам нашим обитель долгое время была в запустении. Но мы надеемся, что милость Божия еще очень велика, и она позволит нам по мере возможности восстановить обитель и придать ей благовидный облик».[5]

     В марте месяце, в нижегородском кафедральном Старо-Ярмарочном соборе, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай рукоположил иеродиакона Александра в сан иеромонаха.  А затем,  27 марта 1995 года, он был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Вознесенского Печерского монастыря.[6]

 

 

 

Указ Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) о назначении иеромонаха Александра (Каменева) наместником Печерской обители. Указ Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) о назначении иеромонаха Александра (Каменева) наместником Печерской обители.

На протяжении четырех лет трудился иеромонах Александр на поприще возрождения из руин древней Нижегородской святыни. Основной его заслугой стало то, что ему пришлось приложить немало сил, чтобы освободить монастырь от различных организаций расположенных в обители.     

 

 

В статье А. Малина «И один монах может город вымаливать» описывалось о первых годах возрождаемой обители: «…Долгие годы  монастырь занимали различные организации и склады. И если нижегородские реставраторы одно время пытались что-то делать, то три года назад, когда все акционировались и занялись самовыживанием, все реставрационные работы прекратились. Монастырь стал приходить в полный упадок: время не щадит даже камни…  Когда три года назад самым первым там поселился отец Александр, монастырь был в ужасном состоянии. Запустение, мусор... Стекла в его келью вставили только в середине второй прожитой зимы. То и дело отключали электричество. А перед своим уходом «Нижегородский реставратор» — умышленно или по недосмотру — разморозил отопительную систему.

 

 

Монастырь долго отапливался бытовыми электрокаминами, и если монахи — люди к холоду привычные, то прихожане освященной и действующей церкви Евфимия Суздальского сильно мерзли. Сейчас восстанавливается главный Вознесенский собор (там был большой склад). На его ремонт затрачены сотни миллионов рублей, но надо еще в семь раз больше. От властей монастырь ничего не получает, обходится своими силами. Большую часть средств и стройматериалов находит сам отец Александр по своим наработанным еще до ухода в монастырь связям. Отец Александр вспоминает: -  Это был 1994 год. Здесь я уже прожил три весны, три зимы, три осени и три лета... Зимой — без электричества, без отопления, без стекол в окнах. В зимние морозы страшные сквозняки гуляли по келье, продувая ее насквозь…

Денег на восстановление монастыря у властей отец Александр никогда не просит. А вот техника для вывоза промотходов от прошлых организаций очень нужна. Недавно мэр пообещал помочь к открытию Ярмарки благоустроить территорию монастыря. Давно уже монахи того ждали. Ведь странно было бы, если бы такая святыня, как Печерский монастырь, оказалась городским властям совсем не нужна. Тем более Печерский монастырь — памятник XVI века федерального значения — и опять тишина. Бывают такие дни, когда отец Александр заходит отдохнуть в свою келью не раньше трех ночи — столько дел ему одному приходится делать: просить, выбивать, договариваться. Спасибо, спонсоры все-таки нашлись: Афонинский кирпичный завод, «Нижегородавторемонт», Борский межлесхоз, Борский силикатный кирпичный завод. Прихожане помогают по мере сил».[7]

Cам отец Александр в интервью газете «Православное слово»  рассказывал: «Очень сложно поднимать такой большой корабль, как наш Печерский монастырь. Много было разрушено за все эти годы. Для восстановления требуется много финансовых средств, строительных материалов... Но самое главное, конечно, духовное возрождение монастыря. С небольшим числом братии, живущей сейчас в монастыре, мы стараемся возродить тот монастырский дух, который прежде был в обители… Стараемся поддерживать монастырские правила, которые прежде были в Печерской обители: вечерние и утренние молитвы, стремимся придерживаться их во всем, начиная от молитвы и заканчивая послушанием и трапезой. В немалой степени возрождению монастыря препятствует расположение на его территории трех посторонних организаций. Их присутствие разрушает духовный настрой, тишину, необходимую для  молитвы. Достаточно выйти из трапезной, где мы сейчас с вами находимся, и мы услышим мирской разговор, который, будем говорить просто, давит на уши. Во время богослужения в пока еще единственной освященной церкви Евфимия Суздальского, когда выходишь из алтаря, нередко слышишь крики, доносящиеся с футбольного поля, находящегося на месте бывших монастырских садов, — там проводит занятия по физкультуре речное училище. На сегодняшний день приходится бороться и с такими искушениями».[8]

       В 1996 году в монастыре было налажено небольшое швейное производство: «послушники шьют подрясники, некоторые  виды облачения, налажен процесс изготовления церковных свечей…».

       В 1997 году в газете «Ленинская смена» была помещена статья Д. Ягжева «Монахи XX века». В статье так же есть крупицы воспоминаний тех лет и трудов, которые были положены иеромонахом Александром в деле возрождения монастыря: «Монах, инок, послушник… Как далеко от нас все, что с этим связано. И вместе с тем рядом с нами. Стоит спуститься от автостанции «Сенная» несколько десятков метров от откоса и мы попадем в другой мир. Нижегородский Печерский Вознесенский Первоклассный мужской монастырь — тихая обитель, расположенная почти в центре города, и в то же время — в одном из живописнейших мест на Волге. Среди буйства осенних красок за красной кирпичной монастырской стеной нас встречает строгая, устремленная в небо надвратная церковь Евфимия Суздальского — единственная шатровая надвратная церковь в России. За ней — в сполохах пламени тополиной листвы величественный Вознесенский собор, построенный каменных дел мастером Антипой Возоулиным. Всего в монастыре пять храмов. Среди них живут, работают и возносят молитвы монахи и послушники. После утренней Воскресной молитвы в Суздальской церкви я попросил настоятеля Свято-Печерского Вознесенского монастыря иеромонаха Александра рассказать о том, как живет обитель. Он любезно благословил меня пройти в трапезную — светлую, чисто прибранную комнату со множеством икон. Пока мы разговаривали, один из послушников на кухне готовил обед. Едят в монастыре два раза в день (в 13 и 19 часов) приправленную растительным маслом кашу, овощи, рыбу. Животная пища исключена, а в пост нельзя есть и рыбу, в особо строгие дни не рекомендуется употреблять даже растительное масло… День в монастыре начинается в пять утра. Братия в это время должна уже присутствовать на утренней молитве (утреннем правиле). Затем все идут выполнять свои постоянные послушания. В основном это работа по восстановлению разрушенного монастыря. После полудня — трапеза. И снова за работу до ужина… В десять вечера их ждет молитва. ...Выходить за пределы монастыря нельзя. Только в самых исключительных случаях, с благословения настоятеля, монахи и послушники имеют на это право… Обустроились, как могли. Своими силами восстанавливают обитель».[9] 

        19 мая 1998 года иеромонах Александр написал прошение на имя Высокопреосвященного митрополита Николая, в котором просил: «Я, иеромонах Александр (Каменев А.Г) исполняющий обязанности настоятеля вышеуказанного монастыря, прошу Вашего благословения освободить меня от занимаемой должности и перевести в Московскую епархию…».[10]

        25 мая 1998 года последовало распоряжение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая: « и.о. настоятеля Печерского Вознесенского монастыря иеромонах Александр (Каменев) отстраняется от своих обязанностей и откомандировывается в число братии Оранского мужского монастыря. Управление монастыря возлагаю на себя. Поручаю секретарю протоиерею Николаю Быкову и монастырскому благочинному игумену Кириллу принять все по описи. Отцу Александру предоставить мне полный финансовый отчет».[11]

          В дальнейшем до середины ноября 1999 года, по благословению митрополита Николая, надзор за Печерской обителью был поручен благочинному монастырей Нижегородской епархии игумену Кириллу (Покровскому).

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:



[1] А Н Е У.  Личное дело иеромонаха Александра (Каменева). С. 10.

[2]  Там же.

[3]  Там же.

[4] Алтаева А. Первый послушник пострижен в монахи // Нижегородский рабочий. 1995 г.

[5] Васканова Е. Зажглась еще одна лампада.// Нижегородский рабочий. 25 марта 1995 г.

[6] АНЕУ. Личное дело иеромонаха Александра (Каменева). С. 9.

[7] Малина А. И один монах может город вымаливать // Город и горожане. № 86. 31 августа

  1996 г. С. 5.

[8] Николаев В. Тесными вратами войдете в Царство Небесное // Православное слово. № 21.

   ноябрь 1995 г.

[9] Ягжев Д. Монахи ХХ века // Ленинская смена. 28 ноября 1997 г.

[10] АНЕУ. Личное дело иеромонаха Александра (Каменева). С 11.

[11] Там же. С.12.

Яндекс.Метрика