Настоятели Вознесенского Печерского мужского монастыря
Исидор (Колоколов)
Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии
(1903 — 1906)
Преосвященный Исидор (в миру Петр Александрович Колоколов) родился 3 апреля 1866 года в городе Санкт-Петербурге, в семье учителя гимназии, коллежского асессора. По окончании полного курса наук в С.-Петербургской духовной семинарии в 1887 году Петр поступил в С.-Петербургскую духовную академию при Александро-Невской Лавре, где одновременно проходил послушнический искус.
28 сентября 1888 года, по благословению митрополита Санкт-Петербургского Исидора, Петр Колоколов принял монашеский постриг в Троицком соборе Лавры, с наречением имени Исидор. 17 октября того же года рукоположен в сан иеродиакона. В сане иеродиакона он служил в Александро-Невской Лавре в течение трех лет, и 28 апреля 1891 года был рукоположен в иеромонаха.
Завершив академический курс со степенью кандидата богословия, Исидор был назначен преподавателем в Тифлисскую духовную семинарию. Молодой иеромонах с большим усердием исполнял свои обязанности. 24 сентября 1891 года Экзарх Грузии Архиепископ Палладий поручил ему вести собеседования с сектантами города Тифлиса и назначил епархиальным миссионером. В течение всего 1891 года иеромонаху Исидору поручались также различные послушания. Он был членом Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе (за усердные труды на этой ниве позднее зачислен в пожизненные члены Общества и награжден серебряным знаком св. равноап. Нины). 25 декабря 1891 года Высокопреосвященнейший Экзарх Грузии Архиепископ Палладий за Божественной литургией удостоил Исидора правом ношения набедренника.
С 1892 года о. Исидор состоял членом Грузинского Епархиального училищного совета. В апреле того же года он был командирован в Елисаветпольскую и Эриванскую губернии, где исследовал положение сектантов и вел непосредственно собеседования с ними. За труды на благо Святой Церкви св. Синод в марте 1892 года наградил иеромонаха Исидора наперсным крестом. Через четыре месяца Исидор (Колоколов) был определен на должность инспектора Тифлисской семинарии. 20 января 1893 года Правительствующий Синод отозвал иеромонаха Исидора из Тифлиса в Санкт-Петербург, где его назначили исполняющим обязанности инспектора С.-Петербургской духовной академии. В том же году, 26 марта, иеромонах Исидор был возведен в сан архимандрита и утвержден инспектором академии. К тому времени ему исполнилось 27 лет.
В 1893 году архимандрита Исидора командировали в ведение Ставропольского и Краснодарского епископа Агафодора, где ему благословлялось исполнять обязанности епархиального миссионера. В 1894 году, резолюцией епископа Агафодора, архимандрит Исидор назначен управляющим в Кавказский миссионерский монастырь, который благодаря его трудам был возвращен из раскола.
Спустя два года, 13 марта 1896-го, он был назначен настоятелем Переяславского Никитинского монастыря, где в свое время настоятельствовал игумен Питирим, будущий архиепископ Нижегородский и Алатырский. Четыре года управлял архимандрит Исидор вверенной ему обителью. Благодаря своей кипучей энергии он назначался, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия, на различные послушания: был членом уездного Переяславского училищного совета, а также председателем правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Переяславского духовного училища.
29 июня 1899 года, Указом св. Синода, он был вызван в Санкт-Петербург для несения чреды богослужения и проповеди слова Божия, а 8 августа митрополит Антоний (Вадковский) назначил его к присутствию в первой экспедиции С.-Петербургской духовной консистории. В июне 1900 года архимандрит Исидор переведен настоятелем Московского Златоустовского монастыря.
В марте 1902 года Государь Император утвердил Всеподданнейший доклад св. Синода о «быти архимандриту Московского Златоустовского монастыря Исидору епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии». 12 мая 1902 года состоялась его архиерейская хиротония в Черниговском Спасо-Преображенском соборе. Хиротонию архимандрита Исидора возглавил епископ Черниговский Антоний в сослужении Преосвященных епископов Курского, Минского и Прилукского. Викарием Черниговской епархии епископ Исидор пробыл полтора года. Его избрали действительным членом Императорского Православного Палестинского общества и удостоили серебряного знака.
4 ноября 1903 года Государь Император утвердил Всеподданнейший доклад св. Синода о перемещении викариев — Нижегородской епархии Преосвященного Нестора и Черниговской епархии Преосвященного Исидора, одного на место другого; Преосвященного Исидора — с титулом епископа Балахнинского.
По прибытии в Нижний Новгород Преосвященный Исидор вступил в права настоятеля Печерского Вознесенского монастыря, где Преосвященнейший Назарий, правящий епископ Нижегородский и Арзамасский, вручил ему список дел, подлежащих его рассмотрению и участию. Это были дела о замещении псаломщических вакантных мест, об увольнении псаломщиков заштат по прошениям, об утверждении в должности церковных старост, дела об исправлении метрических записей, выдаче свидетельств о правах по рождению, а также рассмотрение ведомостей, представляемых окружными духовниками о бывших и небывших у исповеди священноцерковнослужителях, и прочие текущие епархиальные дела.
Вознесенский Печерский монастырь
Владыка Исидор ревностно и аккуратно выполнял все возложенные на него Преосвященным Назарием послушания, принимая просителей в Печерском монастыре. Кроме этого, Преосвященный Исидор занимался просветительской и миссионерской деятельностью, читая лекции и ведя диспуты в доме Георгиевского братства. 24 ноября 1903 года, по предложению Преосвященнейшего Назария, епископ Исидор принял на себя председательство в Советах нижегородских Братств — св. Креста и во имя св. блгв. князя Георгия Всеволодовича. В том же году Владыка Исидор был утвержден в должности председателя Епархиального училищного совета. На его долю выпало великое счастье — быть участником канонизации в Саровском монастыре святого преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.
Святые врата Печерского монастыря
Владыка Исидор был по характеру своему незлобивым человеком, с терпением и милостью относившимся ко всем людям, о чем свидетельствует случай, описанный в «Нижегородских Епархиальных Ведомостях» (№ 23, 1904 год): «14 ноября сего года, в восьмом часу вечера, Преосвященному Исидору, Епископу Балахнинскому, проезжавшему из Печерского монастыря в дом для религиозно-нравственных чтений при Братстве Св. Бл. Кн. Георгия, на дороге, близ Печерских выселок, был нанесен рукою удар по голове крестьянином деревни Пошатова Меленковского уезда Родионом Коноваловым, шедшим в то время по дороге с двумя товарищами, бывшими, как и Коновалов, в нетрезвом состоянии. Его Преосвященство, не зная виновного, пожелал выяснить его личность и причины, побудившие совершить сей поступок. При дознании, произведенном Нижегородским Уездным Исправником, крестьянин Коновалов показал, что вечером 14 ноября он был в состоянии нетрезвости, что признаёт себя виновным в нанесении удара лицу, проезжавшему в то время на лошади, в котором он узнал Преосвященного уже после нанесения удара, что в своем поступке он глубоко раскаивается и слезно испрашивает у Преосвященного прощения. 16 ноября крестьянин Коновалов был представлен Преосвященному, он умолял его о прощении и был прощен Преосвященным. Не довольствуясь этим, крестьянин Коновалов и два его товарища обратились к Его Преосвященству с прошением, озаглавив его «Душевное раскаяние», в коем прописали: «Вина наша перед Богом и Тобою, Владыко, велика, со злосчастного вечера мы, мучимые совестию, ни днем, ни ночью не знаем себе покоя. Как искупить нам грех свой? Воздерживаясь от разгула, будем верными сынами Церкви Бога нашего и не престанем молиться о Твоем, Владыко, здравии и благоденствии. Со слезами, на коленях просим Твоего прощения». На сем прошении Его Преосвященство изволил дать такую резолюцию: «Бог да простит просителей. Мне желательно освободить их от наказания».
Епископ Исидор был ревностным пастырем и постоянно служил в стенах Печерского монастыря, а также совместно с Преосвященным Назарием в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Выезжал на служение престольных праздников в приходы и монастыри Нижегородской епархии, всюду проповедуя слово Божие.
В 1906 году в местном «Нижегородском церковно-общественном вестнике» (№ 45) появилась заметка, где говорилось, что, по сообщению газеты «Колокол», Преосвященный Исидор, епископ Балахнинский, перемещается викарием в Рязанскую епархию. Действительно, 10 ноября 1906 года последовало решение Святейшего Синода о перемещении Владыки Исидора в Рязанскую епархию, с титулом епископа Михайловского. 24 ноября 1906 года Владыка Исидор простился с Преосвященным Назарием, членами Духовной консистории, братией Печерского монастыря. Отслужив в этом монастыре Божественную литургию, он отбыл из Нижнего Новгорода в ведение Рязанского Преосвященного епископа Никодима.
Епископом Михайловским Владыка Исидор был в течение пяти лет. В 1908 году он принял председательство в Рязанском епархиальном миссионерском совете.
26 мая 1911 года Преосвященный Исидор подал прошение о выходе в заштат, и Святейший Синод назначил его в распоряжение епископа Омского, с местопребыванием в Покровском монастыре. 9 октября того же года Синод утвердил епископа Исидора настоятелем этого монастыря. В июне 1913 года он был освобожден от управления Омским монастырем, и местопребыванием ему назначен был Александро-Невский Фигейский монастырь Вятской епархии. В декабре того же года его переместили в Трифонов Успенский монастырь, в котором он проживал три года и где, по ложному доносу на него в Синод, возникло «Дело Епископа Исидора».
Весь 1916-й год в жизни Владыки Исидора пройдет черной полосой. Указом св. Синода он был направлен в Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии, где его поручили архипастырскому попечению Преосвященного епископа Вологодского, со снятием мантии и панагии и запрещением ему священнослужения. Из газет тех лет «Колокол» и «Русское Слово», где сообщались сведения о Владыке Исидоре, известно, что епископ Исидор обратился к митрополиту Петроградскому Питириму (Окнову) с прошением о пересмотре дела и об освобождении его от суровой кары. Вместе с тем Владыка Исидор обратился и в Святейший Синод с просьбой назначить по его делу формальное следствие и духовный суд в соответствии с канонами и практикой Святой Церкви. В своих прошениях он указывал, что обвинение, возведенное против него, основано на ложном доносе. В Петроград поступил также ряд ходатайств из Вятки об оставлении его в Вятке, ввиду полезной деятельности. Митрополит Петроградский Питирим принял горячее участие в этом деле, в результате чего Святейший Синод изменил свое первоначальное постановление. Епископа Исидора перевели в Свияжский монастырь Казанской епархии с разрешением ему священнослужения и с правом ношения архиерейской мантии и панагии.
В этом же 1916 году его назначили настоятелем Тюменского Свято-Троицкого монастыря, где судьба уготовила ему встречу со «знаменитым старцем» Григорием Ефимовичем Распутиным, который часто посещал Тюменский монастырь, поскольку являлся крестьянином Тобольской губернии. Григорий Распутин сблизил епископа Исидора с Императрицей Александрой Федоровной, а через нее и с Государем (Николаем II). В одном из писем к супругу Александра Федоровна упоминала: «Провела чудный вечер с нашим другом и с Исидором». Епископ Исидор вскоре был назначен викарием Новгородской епархии.
Епископ Полтавский Феофан, Григорий Распутин и старец Макарий в Верхотурском монастыре
В результате заговора 17 декабря 1916 года Григорий Распутин был зверски убит. По воспоминаниям секретаря Распутина А. Симановича, еще до нахождения тела убитого он с епископом Исидором, который находился тогда в Петрограде, прибыл во дворец Юсупова требовать объяснений по этому поводу, но Юсупов лишь передал им письмо, где говорилось, что он не имеет никакого отношения к убийству. Похоронами Распутина руководил Курлов, и в беседе его с епископом Исидором последний сообщил, что отпевание будет происходить при Высочайшем присутствии. 21 декабря в Чесменской часовне, ночью, епископ Исидор, по просьбе императрицы, отслужил заупокойную литургию, а затем совершил отпевание Григория Распутина. Полковник Ломан в своих воспоминаниях писал, что «отпевал Распутина собственно Епископ Исидор».
Февральский переворот, последовавший в 1917 году, повлек за собой снятие 12-ти архиереев, которых удалили со своих кафедр. Среди них был и епископ Исидор, поскольку его дружба с Григорием Распутиным и императрицей Александрой Федоровной была хорошо известна, а в условиях революции это считалось достаточным обвинением.
Наступил 1918 год, последний год жизни Преосвященного Исидора. Очень тяжко приходилось тем архипастырям и священникам, которые оказались на территориях, переходивших после поражения белых войск под контроль большевистских Советов. Владыка Исидор оказался волею судеб в Вятке, где проживал временно, в связи с невозможностью выехать на юг для лечения хронического воспаления легких, соединенного с астмой. Против большевиков епископ Исидор нигде и никогда не выступал и декрет об отделении Церкви от государства приветствовал, но несмотря на это 6 августа 1918 года он был арестован Уральской Областной Черезвычайной Комиссией. 19 августа ему предъявили обвинение «в монархизме и контрреволюции». Было заведено групповое дело под названием «Дело Епископа Исидора». В этом же месяце ему был вынесен приговор — высшая мера наказания — расстрел. Расстрел епископа произвели в первую очередь.
Преосвященный епископ Исидор (Колоколов) был реабилитирован посмертно лишь в 1993 году.