Тропарь
глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак
глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Макарий (Гнеушев)

Макарий (Гнеушев)

Епископ Балахнинский Макарий (Гнеушев). РГИА

Настоятели Вознесенского Печерского мужского монастыря

Макарий (Гнеушев)

Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии

(1914 — 1917)

 

    Епископ Макарий (в миру Михаил Васильевич Гнеушев) родился в 1848 году в Симбирской епархии, в семье священника. Начальное образование получил в Алатырском духовном училище и Симбирской духовной семинарии, высшее — в Киевской духовной академии, которую окончил в 1882 году со степенью кандидата богословия. По окончании учебного курса в течение шестнадцати лет был преподавателем в духовно-учебных заведениях, главным образом в Киевской духовной семинарии и Киевском женском духовном училище. Овдовев, он принял монашеский постриг в 1908 году, в Киевском Михаиловском Златоверховском монастыре, оставив преподавательскую службу. Вскоре он был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря, с возведением в сан архимандрита. В 1909 году перемещен на место настоятеля Московского Новоспасского ставропигиального монастыря. В юбилейный для России год — год празднования 300-летия царствующего Дома Романовых — архимандрит Макарий в Новоспасском монастыре участвовал в торжественной встрече всей Императорской фамилии.

Архимандрит Макарий показывает императору Николаю II макет Спасского собораАрхимандрит Макарий показывает императору Николаю II макет Спасского собора

 

 

Архимандрит Макарий (Гнеушев) стал председателем «Союза русского народа». Как бы предчувствуя грядущую катастрофу в России, он все силы полагал на проповедь Слова Божия. При нем в монастыре была введена практика постоянного проведения бесед с прихожанами, причем отдельно — с рабочими, солдатами, молодежью; были созданы миссионерские курсы.

 

Архимандрит Макарий (Гнеушев) с императором Николаем II в Новоспасском монастыре. 1913 г.Архимандрит Макарий (Гнеушев) с императором Николаем II в Новоспасском монастыре. 1913 г.

  Архимандрит (позднее епископ) Макарий характеризовался современниками как блестящий оратор-проповедник и выдающийся миссионер. Он был человеком необыкновенно деятельным. В его проповедях, актуальных и по сей день, ощущалась постоянная боль за людей, отступивших от веры, попиравших национальные основы общественной жизни. Всеми силами он пытался направлять православных на противодействие разлагающему влиянию революционных идей.

 За исповедание истинной православной веры против о. Макария не раз выступала «желтая» либеральная пресса, и ему приходилось объясняться с Синодом в связи с бесчисленными доносами и провокациями, которым он постоянно подвергался.

Епископ Макарий (Гнеушев). Фото М. Дмитриева. ГУ ЦАНО.Епископ Макарий (Гнеушев). Фото М. Дмитриева. ГУ ЦАНО.

    В 1914 году, по Всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 11 июля, определено было архимандриту Макарию быть епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии — «с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа была проведена в Нижнем Новгороде». В Нижний архимандрит Макарий прибыл 28 июля 1914 года и, по традиции, на правах настоятеля, поселился в Печерском Вознесенском монастыре. 9 августа того же года в нижегородском Архиерейском доме был совершен обряд наречения, а 10 августа в Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась хиротония архимандрита Макария во епископа. В тот день Божественную литургию в соборе совершили Преосвященнейший Иоаким (Левицкий), епископ Нижегородский и Арзамасский, а также епископ Юрьевский Евгений, викарий Владимирской епархии, и епископ Чистопольский Анатолий, викарий Казанской епархии, при участии городского духовенства. В установленное время по малом входе была совершена хиротония. По окончании литургии Преосвященный Иоаким сказал слово новопосвященному епископу и вручил ему святительский жезл.

  Вскоре, по предложению правящего архиерея Преосвященного Иоакима, епископ Балахнинский Макарий был назначен председателем Епархиального училищного совета и возглавил Совет нижегородского Братства Святого Креста.

  Будучи викарием Нижегородской епархии, епископ Макарий организовал миссионерское шествие из Нижнего Новгорода к мощам святого преподобного Серафима Саровского: многотысячное паломничество вылилось в настоящий триумф Православия.

Епископ Макарий совершает крестный ход в Печерском монастыре. Фото М. Дмитриева. ГУ ЦАНОЕпископ Макарий совершает крестный ход в Печерском монастыре. Фото М. Дмитриева. ГУ ЦАНО

    Начало служения Преосвященного Макария на Нижегородской кафедре совпало с трагическим для России временем ее первых страшных поражений на фронтах мировой войны. Нижний Новгород наполнился беженцами, сюда постоянно прибывали воинские части. Как уже говорилось выше, епископ Макарий всегда принадлежал к духовенству, стоявшему на активных позициях, не молчавшему, откликавшемуся на события российской действительности. Голос такого духовенства звучал все тревожнее. Владыка Макарий фактически возглавил всю духовно-воспитательную работу в Нижегородской епархии в те годы: говорил, писал, проповедовал, публиковал обращения в «Нижегородском церковно-общественном вестнике» и других местных изданиях. Он считал, что война явилась закономерным следствием общемирового кризиса, результатом борьбы так называемого прогресса, самодовольного просвещенческого сознания — с религией и Церковью. И все же Владыка оптимистично полагал, что происходящее открытое противоборство на европейских полях сражений этих двух начал (высокого и низменного) «просветило наше сознание» и после «совершающегося суда Божия» создастся новая Русь.

   Последний месяц служения Преосвященного Макария в Нижегородской епархии (февраль 1917 года) был также поворотным временем для истории всей России. Но развивавшиеся затем события епископ Макарий переживал уже за пределами Нижегородчины. По Всеподданнейшему докладу Святейшего Синода, от 28 января 1917 года, епископ Балахнинский Макарий был назначен управляющим Орловской епархией, с титулом епископа Орловского и Севского.

Епископ Макарий на паперти Вознесенского собора Печерского монастыря. ГУ ЦАНОЕпископ Макарий на паперти Вознесенского собора Печерского монастыря. ГУ ЦАНО

  9 февраля 1917 года Преосвященный Макарий совершил в Печерском Вознесенском монастыре свою последнюю Божественную литургию в стенах этой обители. 11 февраля, в 12 часов дня, по сообщениям местной печати того времени, в Спасо-Преображенский кафедральный собор прибыли Высокопреосвященный Иоаким, Преосвященный Макарий, городское духовенство, представители светской власти и множество граждан Нижнего Новгорода. Высокопреосвященным Иоакимом в сослужении многочисленного духовенства был отслужен молебен в путь шествующим, после которого в соборе было провозглашено многолетие Царствующему Дому и обоим Владыкам с их паствами.

  После молебна Высокопреосвященный Иоаким благодарил Преосвященного Макария за его ревностные труды в деле управления нижегородской паствой, ее назидания и пожелал ему сил и Божией помощи для ответственного служения на Орловской кафедре. Преосвященный Макарий выразил ответную благодарность Его Высокопреосвященству за доброе отношение к нему. Затем, сообщалось в печати, нижегородским губернатором А. Ф. Гирсом был прочитан адрес Преосвященному Макарию от городского духовенства и граждан, в котором перечислялись благие деяния епископа в бытность его викарием Нижегородской епархии. Паства благодарила его за труды в устроении православных народных паломничеств и личном участии в них; за организацию миссионерской работы; заботу и попечение о нуждах храмов, монастырей, духовных и светских учебных заведений и отдельных нуждающихся; за помощь беженцам в годы переживаемой войны, причем как русским, так и «нашим братьям по вере — сербам и черногорцам». Затем состоялся прощальный обед в здании Епархиального училищного совета. Преосвященный Макарий также принял участие в хиротонии своего преемника на Балахнинской кафедре — архимандрита Лаврентия (Князева).

   25 февраля Владыка Макарий прибыл на новое место своего служения, в город Орёл. В Кафедральном соборе его приветствовал Преосвященный Павел, викарий Орловской епархии, который в своем слове назвал Владыку «мужественным и убежденным глашатаем и признанным вождем той истинной одушевленности, того единения сил страны, которая стремится найти себе опору в коренных устоях бытия и жизни нашего Отечества»… «Особенно в настоящее время дорого твое пришествие к нам, — говорил викарный епископ, — когда мы со всей Россией переживаем это грозное время посещения гнева Господня».

  Но не более трех месяцев довелось управлять Орловской епархией Преосвященному Макарию: он разделил участь двенадцати своих собратьев архипастырей, которые были сняты с должностей и по которым заведены были следственные дела, ввиду имевшихся у обер-прокурора Синода  В. Н. Львова, как сообщалось, «неопровержимых доказательств их злоупотреблений». Преосвященному Макарию, в частности, вменялась в вину его дружба с Г. Распутиным. В результате разбирательств Владыка Макарий был отправлен на покой, в мае 1917 года, с назначением ему проживания в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре.

  Безусловно, новыми властями епископ Макарий с первых же дней был взят под особый контроль. В городе Вязьме Смоленской губернии, где Владыка оказался в начале 1918 года, он организовал братство во имя Рождества Христова, в которое входило около тысячи человек. В архиерейском доме при большом стечении православного народа звучали проповеди, церковные песнопения…

  Епископу Макарию немедленно вменили в вину «создание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти». Среди местных чекистов за расстрел высказалась половина, так что Преосвященного Макария препроводили в Смоленск, где без особых разбирательств ему был окончательно вынесен смертный приговор.

Икона священномученика Епископа Макария Икона священномученика Епископа Макария

    Вместе с Владыкой должны были казнить еще тринадцать человек. Их пригнали на пустырь и построили спиной к свежевырытой яме. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последним, он молился с четками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до епископа Макария, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, святитель сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!» Несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости, и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу»…

   Документа о точной дате смерти епископа Макария в деле нет. Святитель Макарий (Гнеушев) причислен к лику угодников Божиих решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 году.

Яндекс.Метрика