НЕКРОПОЛЬ ВОЗНЕСЕНСКОГО ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Захоронения на территории Печерского Вознесенского монастыря появились с момента его основания. По началу, погребения производились возле алтаря Вознесенского собора, а в последствии и около Успенской церкви. В самих храмах в древности, погребать усопших не дозволялось, потому что в храмах полагались Св. мощи мучеников, однако в последствии вошло в обычай хоронить в храмах почивших архиереев, архимандритов и других знаменитых лиц. Тела их погребались в основном за клиросами и на паперти.[1] Немалую роль играло в этом деле и завещание покойного.
В Печерском Вознесенском монастыре первым из настоятелей оной обители был погребён бывший епископ Рязанский и Муромский Палладий (Юрьев). До епископства он управлял Печерской обителью (с 1753 по 1758 год) и затем после увольнения по слабости здоровья с Рязанской кафедры, вновь по решению Правительствующего Синода был назначен настоятелем данного монастыря и управлял им с 1778 года до своей блаженной кончины, последовавшей 2 декабря 1789 года.
В своём завещании, Преосвященный Палладий, много потрудившийся на благо родной Печерской обители, просил похоронить его бренные останки позади правого клироса в монастырском Вознесенском Соборе, так как именно в нём в своё время он был пострижен в монашество. Гроб Владыка Палладий, просил сделать безо всякого излишества, а оставшееся после него имущество раздать бедным. На помин души своей записал Преосвященный, выдать в Печерский монастырь 100 рублей, и по городским храмам Нижнего Новгорода – 50 рублей, 50 рублей благословлял Владыка в своём завещании раздать нищим, в богадельни, женский Крестовоздвиженский монастырь и по тюрьмам для заключённых.
Написав «духовную», Преосвященный Палладий 2 августа 1789 года выехал из Печерского монастыря на жительство в город Нижний Новгород в дом асессора М.Юрьева, который доводился ему родственником. Прожил он на квартире Михаила Юрьева до конца ноября, где с ним случился «удар» и за день до смерти еле живой, 30 ноября он был привезён тем же М.Юрьевым, ночью перед утренней службой, обратно в Печерский монастырь. 2 декабря 1789 года Преосвященный Палладий скончался. Тело почившего Святителя было выставлено в тёплой Успенской церкви и по церковному чиноположению на третий день отпевание над ним соборно вместе с монастырским и городским духовенством совершил Преосвященный Дамаскин, Епископ Нижегородский и Алатырский.[2]
Однако, правящий архипастырь, Преосвященный Дамаскин (Руднев) благословил похоронить почившего святителя не в Вознесенском соборе, а за правым клиросом в монастырской больничной церкви во имя Св. Пр. Макария Желтоводского[3], (в 1838 году этот храм был переосвящен в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла) дав распоряжение установить ему памятник из белого камня с соответствующей на нём надписью, что братией монастыря и было в точности исполнено. Так было положено начало захоронений внутри храмов Печерского монастыря.
В последующее время, Преосвященным епископом Нижегородским и Арзамасским Иеремией под сводами Успенской церкви в 1857 году была устроена усыпальница с церковью во имя Киево-Печерских чудотворцев с двумя приделами — в честь Св. прп. Сергия Радонежского и Святителя Димитрия Ростовского, для погребения усопшей братии монастыря.[4]
К 1890 году усыпальница в Успенской церкви «пришла в ветхость» и Нижегородский купец Родион Иванович Грибков пожертвовал на ее ремонт 200 рублей.[5] Известно, что в этой усыпальнице был погребён ещё один настоятель Печерского монастыря — Епископ Балахнинский Поликарп (Гонорский), скончавшийся 7 марта 1891года.
Возле главного алтаря Успенского храма, у окна был похоронен прозорливый старец монастыря иеросхимонах Мардарий, скончавшийся 6 апреля 1859 года.[6]
Несомненно, что и другие почившие из числа братии обители в XIX начале XX столетия были похоронены именно под сводами Успенской церкви, так как именно оно и было отведено под братскую усыпальницу. В 1902 году священник Александр Троицкий организовал паломническую поездку в Печерскую обитель для учащихся церковно-приходской школы при Верхнепосадской Троицкой церкви г. Н-Новгорода. Во время данной поездки священник рассказывал об истории монастыря, показал все его достопримечательности и затем они спустились в монастырскую усыпальницу, где была отслужена панихида по почившим братьям, сей обители, а после панихиды о. Александр беседовал с детьми о значении поминовения усопших.[7]
Захоронения в усыпальнице производились видимо до самого закрытия монастыря (в 1928 году), ибо в протоколе допроса настоятеля монастыря епископа Балахнинского Лаврентия (Князева) от 3 сентября 1918 года, говориться о том что, во время обыска в Печерском монастыре в усыпальнице были вскрыты две свежие могилы, в которых ничего не оказалось, за исключением «сгнившего трупа».[8]
Настоятели Печерского монастыря, архимандриты, так же погребались в обители возле алтарей Вознесенского и Успенского соборов. Так, доподлинно известно, что архимандрит Софроний (Долгоневский) скончавшийся 19 апреля 1772 года был погребён против алтаря Вознесенского Собора.[9] В Государственном архиве Нижегородской области сохранилось дело о смерти и духовном завещании Архимандрита Константина (Борковского). В здравом уме писал настоятель свою последнюю волю, призывая в свидетели самого Господа: «Во власти Всемогущего Творца в трёх ипостасях нами веруемаго исповедуемаго и поклоняемаго, Отца и Сына и Святаго Духа единаго правосуднаго Бога, владеющаго смертию и животом человеческим, ежели разлучится душа моя грешная от бреннаго моего тела, то прошу и молю всех, докого же принадлежать будет, дабы по моем от сея временныя жизни исходе к вечности оставшееся справедливыми и верными <…> моими трудами собранный как денежный, так и <….> мягкой рухляди и прочий багаж по нижеследующему духовному распределен и разделен….». Расписывая распределение денег архимандрит Константин в завещание писал: «На погребение бреннаго тела моего – 50 рублей. На поминовение грешной души моей –50 рублей. На годовую обедню –30 руб.На инвалидов – 20 руб. На содержащихся при магистрате -10 руб. На несчастных колодников –10 руб. В Киевский монастырь на учителей –50 руб. На бурсаков тамошних - 50 руб. В Киевские женские монастыри – 60 руб. В Московский Данилов монастырь –50 руб. Вдовам и сиротам… -300 руб.» «Мягкую рухлядь» т.е. облачения и одежду архимандрит Константин завещал часть в Печерский монастырь, часть в Киево-Братско-Училищный монастырь, часть Крутицкому Епископу Самуилу и своему племяннику Д.М. Борисенкову, который много лет трудился и был у него келейником. Свою библиотеку, в основном на латинском языке архимандрит завещал передать в Московскую Академию в Заиконоспасский монастырь.
8 июля 1772 года архимандрит Константин скончался и наместник Печерского монастыря иеромонах Александр с казначеем иеромонахом Антонием в рапорте на имя Епископа Нижегородского и Алатырского Феофана донесли, что гроб был изготовлен и обит «по приличеству», могила же вырыта недалеко от захоронения покойного архимандрита Софрония перед алтарём Вознесенского Собора.[10] Возле алтаря Успенской Соборной церкви были погребены настоятели архимандрит Иринарх, который скончался 5 июня 1821 года и архимандрит Ириней, скончавшийся 9 апреля 1846 года.[11]
Когда Печёрской обителью с 1847 года стали управлять епископы Нижегородские, а затем и с 1866 года викарии Балахнинские имея звание настоятеля, то непосредственно всеми духовными и хозяйственными делами стал заниматься проживающий в монастыре наместник в сане игумена или архимандрита. Пока ещё мало изучено материалов, но можно предположить, что почивших наместников погребали именно под сводами Успенской церкви, в сделанной для этого усыпальнице.
В Российских монастырях с древнейших времён совершались погребения духовных так и мирских лиц по вкладам. Как известно, Печерский монастырь не был исключением. В 2000 году во время строительных работ вблизи алтаря Вознесенского Собора, когда снимали слой земли, то на глубине 0,6 м были обнаружены каменные надгробия XVII века. Данные надгробные плиты очевидно не были исследованы автором монографии «Памятники Нижегородских древностей» архимандритом Макарием (Миролюбовым) поскольку, видимо, уже в его время они были засыпаны землёй, и лишь значились в трудах Н.Четыркина и С. Добротворского, как захоронения Михаила Ивановича Приклонского и супруги Ивана Васильевича Приклонского (имя её неизвестно). Однако, почему-то ни одним из авторов трудов, изучающих историю Печерского монастыря не было упомянуто сохранившееся до наших дней надгробие жены Герасима Приклонского Ксении Богдановой принявшей, перед смертью, иноческий постриг с именем Ольги.
Почти в плотную к алтарю Вознесенского собора, так же на глубине 0,5м. было найдено каменное надгробие XVII века Анисима Ивановича Скрипеева, принявшего незадолго до смерти схиму с именем Авраамия. Во вкладной книге Печерского монастыря можно найти запись, о том, что по завещанию старца Авраамия (Скрипеева), сестра его Марья Афанасьева сделала на помин души его вклад в обитель – икону Божией Матери «Одигитрия» в киоте, книгу «Патерик Печерский» и различную посуду.[12]
В 1887 году Нижегородский отставной чиновник Александр Иванович Архангельский сделал вклад в обитель государственными банковскими билетами на сумму 200 рублей, уплатив за место на монастырском кладбище, для погребения сына своего Антония. В том же году по завещанию протоиерея Балахнинского собора о. Иоанна Серебровского за погребение его на монастырском кладбище и вечное поминовение сделал он вклад в размере 500 рублей.[13]
План монастырского кладбища. ЦАНО.
Таким образом, захоронения возле Вознесенского собора и Успенской церкви всё более расширялись, что подтверждается обозначенными границами кладбища, (хоть и довольно условно) на планах монастыря за 1896 год.[14] На плане 1924 года, который чертил председатель Печерского церковного совета Мальцев так же видно, что монастырское кладбище окружает Успенскую церковь с западной, восточной и юго-восточной сторон.[15]
Проанализировав все известные на сегодняшний день источники и надписи на сохранившихся памятниках с достоверностью можно сказать, что в стенах Печерской обители были погребены: [16]
|
Рапорт Великому Князю Николаю Михайловичу о лицах погребенных при хр |
После закрытия монастыря, судьба монастырского кладбища сложилась трагически. В мае месяце 1927 года, сотрудники историко-бытового музея произвели осмотр старинных надгробий «в целях сохранения от разрушения со стороны хулиганов» и передачи выявленных вновь памятников музею. Было отобрано шесть надгробий, среди которых обломки разрушенного надгробного памятника князя П.С.Трубецкого, отца декабриста. Всего же музеем на монастырском кладбище было зарегистрировано 42 могилы, связанные с нижегородскими и общественными личностями. В марте 1931 года директор музея С.Ситников добивается разрешения крайисполкома на продажу в металлолом крестов с монастырского кладбища ибо, согласно договору, трест «Металлом» принимал к утилизации незарегистрированные металлические памятники, кресты, ограды и новые постройки на закрытом кладбище.[17]
До наших дней сохранились лишь жалкие остатки этого древнего нижегородского некрополя. По рассказам людей, которые квартировали в Печерском монастыре, при строительстве различных современных построек находили большое количество склепов, которые безжалостно уничтожались, кости же погребённых в нём людей валялись разбросанными по всей территории.
В 2000-году по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Нижегородского и Арзамасского сохранившиеся надгробные памятники, которые были разбросаны по территории Печерского монастыря, были собраны и установлены напротив алтаря Вознесенского Собора.
Примечания
1 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993, с. 1333.
2 Можаровский А. У владычнего наследства. // Н. Г. В. 1893.
3 ГУ ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. д. 91. л. 75-об.
4 Драницын Н. И. Краткий указатель святынь и достопримечательностей Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. // Н. Е. В. 1902 № 17 часть неофф. С. 654.
5 ГУ ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. д. 86. Л. 28-об.
6 Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. М., 1996. кн. 8. ч. 1, С. 722.
7 Драницын Н. И. Указ. Соч. С. 654.
8 Н. Е. В. 1902, Часть неофф. № 13, С. 434.
9 ГУ ЦАНО. Ф. 2209. Оп. 3. д. 19963. л. 12.
10 Добротворский С. Описание Нижегородского Печерского первоклассного мужского монастыря. Н. Новгород, б\г. С. 84-85.
11 ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. (1772 г.) д. 37.
12 Добротворский С. Указ. Соч. С. 87-88.
13 Вкладная книга Печерского монастыря М., 1898. C. 48.
14 ГУ ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. д. 85а. Лл. 42-об.-43.
15 ГУ ЦАНО Ф. 579, Оп. 604, д. 85-а.
16 ГУ ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. д. 650.
17 Имена и фамилии лиц, погребенных в обители, до наших дней дошли благодаря трудам нижеследующих исследователей XIX столетия:
- РГИА ф. 549 (фонд Великого князя Николая Михайловича) оп. 2, д. 23 — Списки о лицах, погребенных в церквах и на кладбищах Нижегородской епархии, с обозначением надгробных надписей, 1912 год;
- Четыркин И. Н. Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря. Н. Новгород, 1887;
- Добротворский С. Указ. соч;
- Драницын Н. И. Указ. Соч.;
- Титов А. А. Нижегородский Печерский монастырь. // Исторический Вестник. 1890 г. ноябрь. С. 488;
- Лавров Д. Нижегородский Вознесенский монастырь. СПб, 1892.
18 Галай Ю. Г. Печерский Вознесенский мужской монастырь в Советское время. Русское Православие: Вехи истории, Н. Новгород, 1998. С. 111.